Джулетта Капулети через призму гражданской войны

Похоже, что публика, пришедшая на премьеру в государственный театр оперы и балета им. Абая, присутствовала при рождении новой оперной «звезды»

Как-то все так срослось в Алматы: редко исполняемая опера Винченцо Беллини «Капулети и Монтекки», режиссер и дирижер из Мариинского театра, ученики Ларисы Геригевой – солисты акамемиии молодых певцов Мариинского театра в главных партиях и – трепетная, нежная, со скрытой страстью в голосе солистка – Зарина Алтынбаева. В результате, под занавес сезона – ярчайшее событие на музыкальном небосклоне и ощущение, что вот-вот на нем загорится новая «звезда».

Зарина Алтынбаева

«ЗНАЧИТ, КОМУ-ТО НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ НА НЕБЕ БЫЛА ЕЩЕ ОДНА ЗВЕЗДА»

Строчка из стихотворения Владимира Маяковского, вынесенная в название главки, не имеет отношения к оперному искусству. Но, если смотреть шире, имеет прямое отношение к ситуациям, когда вдруг, неожиданно, стихийно (но это только по первому впечатлению), а в действительности по воле рока или по воле Божьей – кому что больше нравится – в похожих друг на друга буднях и праздниках случается словно какой-то сбой.

Мы приходим в театральный зал, покупаем программку, перечитываем либретто, где почти всегда все бывает знакомо, занимаем свои места и пытаемся настроиться на нужный лад во время увертюры. И вдруг привычный ход вещей словно ломается, мы видим на сцене нечто, что не ожидали увидеть и услышать. Потому что неожиданно сталкиваемся с незаурядностью и талантом. Это всегда порождает некую тревогу и смущение. И так наверняка было в конце апреля в зале оперного театра им. Абая, где шла премьера редко исполняемой из-за вокальной сложности оперы Винченцо Беллини «Капулети и Монтекки».

Тревогу и смятение в душах зрителей вызвало появление главной героини – Джульетты в исполнении дебютантки, молодой певицы Зарины Алтынбаевой. Уже в первой сцене она – как сжатая пружина, которая вот-вот распрямится и тогда темперамент захлестнет ее.

Голос с чарующими обертонами, сильный, страстный и одновременно «теплый» с легкими верхами. С момента появления Алтынбаевой на сцене сразу же стало ясно, что безучастного созерцания не получится, «отдохнуть в театре» не выйдет. Нас тянут – и режиссер, и солистка – в самую гущу страстей, властно беря не в созерцатели, а в соучастники действа. Впрочем, именно для этого и существует на земле театр, эта кафедра, с которой, как говаривал Николай Гоголь, «можно много сказать миру добра».

То, что публика оказалась выбитой из привычной колеи, помимо молодой певицы, сотворили еще два человека, которых не было на сцене – это режиссер из Санкт-Петербурга Алексей Стапанюк, признанный мастер тонких психологических и интеллектуальных трактовок опер, и Лариса Гергиева, человек, которой в своей академии молодых певцов заточена на то, чтобы именно зажигать новые «звезды».

Думаю, что в ученики к Ларисе Абисаловне попадают далеко не все. Она, женщина с отменным человеческим и музыкальным вкусом, с огромным тактом, обладает стопроцентным чутьем на таланты. Примеров тому – множество. Академия при Мариинском театре – это своего рода «Фабрика звезд» в самом положительном понимании слова, и примеров успешных карьер множество. Зарина Алтынбаева, которая делает пока только первые шаги на сцене, – еще одно подтверждение эффективности таких учебных заведений при успешных театрах.

«ЗАЧЕМ ЛЮБОВЬ МОЯ ТЕБЯ ПЕРЕЖИЛА?»

Эти строчки, опять-таки вынесенные в название главки, начертала на надгробном памятнике юная вдова Нина Чавчавадзе-Грибоедова. Но выкрикнуть их, словно вырвать из сердца, может в любой век, в любой стране любая женщина, потерявшая любимого.  Их не произносит Джульетта, но они безмолвно витают в воздухе в последней сцене в опере, когда на ее руках, в склепе, умирает Ромео.

Как это, кажется, банально – слово «любовь» рифмуется со словом «кровь». Но, увы, в опере Беллини все именно так – любовь двух юных сердец тонет в крови нелепой войны, развязанной кланами Монтекки и Капулети. И разве виноваты эти юноша и девушка, что их роды стоят по разные стороны баррикад?

Джульетта-Алтынбаева все время словно несет в себе трагедию, она как бы сопротивляется, надеется на хороший исход дела, но знаки и предчувствия, которые так умело, так мистично выстраивает в спектакле Алексей Степанюк, не дают нам возможности предположить иной финал, кроме трагического.

«Капулети и Монтекки» - дебют Зарины Алтынбаевой на оперной сцене. Девушка училась классическому пению в консерватории Алматы, потом продолжила обучение в Лондоне, где добилась блестящих результатов. Помимо редкой красоты голоса и безукоризненной сценической внешности Зарина, удивляет какой-то утонченной философичностью натуры, что очень выпукло проявляется в партии Джульетты.

- Зарина – необычайно работоспособный, хорошо организованный и обязательный человек, она трудоголик, - рассказывает о дебютантке Алексей Степанюк. Похоже, что не будь у Зарины ее природного большого дара – голоса и пойди она на драматическую сцену, она бы и там преуспела.

Она органична и обладает драгоценной для сцены вещью – Зарина умеет держать внимание зала, когда одна находится на сцене, и, если в какой-то момент работает ее партнер, для нее не существует проблем с «зонами молчания», что часто становится подводным камнем для многих и драматических артистов, и вокалистов.

Прибавьте к этому «умное пение», характерное дня большинства учеников Ларисы Гергиевой, и вы получите портрет незаурядной молодой певицы, у которой есть все шансы на успех на самых топовых сценах мира. Опере сейчас, как впрочем, и всегда, нужны новые имена, и это касается не только постсоветского пространства, но и всего музыкального мира.

НА ФРОНТЕ ВЕРОНЫ БЕЗ ПЕРЕМЕН?

Алексей Степанюк создал очень современный и злободневный спектакль, естественно, не прибегнув к вмешательству в либретто. Его «Капулети и Монтекки» - про гражданскую войну, про линию фронта, которая проходит через сердце каждого персонажа оперы. Бьются между собой принципы, воюют амбиции, а гибнут реальные, живые люди. Гибнут невиновные. Молоху войны, развязанной в Вероне, нужны все новые и новые жертвы.

И хотя Ромео в опере не так чист и невиновен как в трагедии Шекспира, его тоже жаль до слез. Здесь необходимо сказать о другой дебютантке, тоже ученице Ларисы Гергиевой, Эвелине Агабалаевой. Известно, что партию Ромео композитор написал для меццо-сопрано, словно подчеркивая необычную близость влюбленных. Агабалаева – Ромео – темпераментна и артистична, она поражает искренностью и множеством нюансов, которые передает ее голос.

Спектакль в театр им. Абая вышел, как бы сказали французы, с «шармом». То есть он стилен (особая благодарность сценографу Вячеславу Окуневу), он не грешит эклектикой, он производит устойчивое ощущение хорошего тона постановщика и его солистов. «Капулети и Монтекки» - изящная постановка, которой может гордиться театр.

… Ученый мир все спорит и спорит, был ли на свете Вильям Шекспир, чей сюжет отчасти лежит в основе либретто. Писал ли уроженец Стратфорда свои пьесы или это делали за него граф Лестер и даже…королева Елизавета. Версий много, но разве в них суть? Мы плачем, когда смотрим «Ромео и Джульетту» в драматическом театре, мы не можем сдержать слез, когда слушаем оперу Беллини. Это хорошие слезы, они очищают наши души и, возможно, кто-то из нас научится беречь любовь и любимых.

Татьяна Мамаева

Теги: алматы, лариса гергиева, зарина алтынбаева, казахский театр оперы и балета имени абая, ромео и джульетта,
читать комментарии (0)
Пользовательский поиск


БЛОГИ