На новой сцене Мариинского театра впервые опера Прокофьева «Семён Котко»

Опера была задумана Прокофьевым как сочинение на советский сюжет.

13 и 14 мая на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) под управлением Валерия Гергиева будет впервые представлена опера Сергея Прокофьева «Семён Котко». Опера по повести Валентина Катаева «Я сын трудового народа» была задумана Прокофьевым как сочинение на советский сюжет. В этой опере композитор воспроизвёл украинский строй чувств, украинский тип общения, мягкость, томность, благовоспитанность южного села. Содержание «Семёна Котко» многогранно — живые зарисовки красочного сельского быта, яркая национальность словно выхваченных из жизни образов сочетаются с глубоким психологизмом, подчас приобретающим трагедийное звучание. Семен Котко, опера С.Прокофьева. Фото с сайта Мариинского театра Музыка здесь воспринимается как механизм — главный мотор действия. На заднем плане размещён символ времени в виде рабоче-крестьянского метронома — раскачивающегося маятника-молота внутри серпа. Слово, музыка, образ и действие сливаются на равных правах в едином ритме (сам композитор в 1939 году говорил, что, сочиняя «Семёна Котко», он «боится остановить движение хотя бы на пять минут, чтобы дать певцу спеть арию»).

Режиссёром первой постановки оперы на сцене московского Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко должен был стать Всеволод Мейерхольд. После его ареста Прокофьев обратился к Сергею Эйзенштейну, находившемуся тогда в Средней Азии на съемках неосуществленного фильма «Большой Ферганский канал». В итоге режиссёром выступила Серафима Бирман. Впрочем, кто бы ни взялся за постановку оперы вернувшегося с Запада в «Эсэсэсэрию» Прокофьева, избежать «оздоровляющей» критики товарищей по партии никому бы не удалось.

Постановка 1999 года побила рекорды 6-го Национального театрального фестиваля «Золотая маска», собрав награды практически во всех номинациях: лучший оперный спектакль, лучшая работа дирижёра-постановщика (Валерий Гергиев), лучшая работа режиссёра-постановщика (Юрий Александров) и лучшая работа сценографа (Семён Пастух).

Колоритные костюмы постановки 1999 года, выполненные Галиной Соловьёвой, усиливают ощущение полной ирреальности времени и пространства, хотя все главные персонажи выдержаны в реальном историческом стиле. Демобилизованный солдат Котко, матрос Царёв, председатель сельсовета Ременюк, обер-лейтенант фон Вихров имеют все полагающиеся по штату регалии. Иначе с массами. Красноармейцы выходят в будёновках, у которых макушка вытянута, как на колпаках куклуксклановцев. Немцы с отравляющими газами выползают в противогазах, как «зловещие мертвецы» или вуду. Длинные шланги-змеи, тянущиеся из-под земли, напоминают гибридных змей-драконов из повести Булгакова«Роковые яйца». Оперой движет сонм символов, фантомов из кошмарных сновидений советского историка.

Коллектив Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева давал спектакль «Семён Котко» на гастролях в Лондоне, Москве и Нью-Йорке. В концертном исполнении опера звучала в Вене (где была сделана её аудиозапись), Роттердаме, Мадриде и Эдинбурге (3-й акт).

Теги: мариинский театр, мариинка 2, сергей прокофьев, семен котко, валерий гергиев,
читать комментарии (0)
Пользовательский поиск


БЛОГИ