"Звуковые пространства Софии Губайдулиной": Москва - Казань - Зеленодольск

Московская тройка 20 февраля 2014 года в Малом зале Казанской консерватории имени Н.Жиганова состоялся второй концерт абонемента современной и классической музыки "Звуковые пространства Софии Губайдулиной" Центра современной музыки С.Губайдулиной.

В концерте с символичным названием «Московская тройка: Эдисон Денисов, София Губайдулина, Альфред Шнитке» приняли участие  Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), Государственный струнный квартет РТ и Камерный оркестр «Новая музыка» Центра Софии Губайдулиной (художественный руководитель и дирижер засл.арт. РТ Анна Гулишамбарова).

Признавая, что ситуация с современной музыкой в концертных залах нашей страны сегодня продолжает оставаться неоднозначной, все же нельзя не заметить происходящие здесь позитивные сдвиги. Главный концертный зал консерватории, в котором ежедневно проходят самые разные, порой эксклюзивные концерты, был заполнен в основном молодой, заинтересованной публикой. Это сразу бросалось в глаза. Присутствовали профессора и студенты Казанской консерватории, гости из Санкт-Петербурга и не только. Постепенно, как нам хочется думать, на концерты современной музыки нашего Центра собирается «своя» аудитория. Быть в курсе, знать, чувствовать, находить свое в современном искусстве, в том числе современной музыке становится модным и престижным.

Концертную программу из сочинений Э.Денисова, С.Губайдулиной и А.Шнитке в зале консерватории представила арт-директор Московского ансамбля современной музыки, музыковед Виктория Коршунова.

В 60-е годы ХХ века близкие по духу талантливые молодые композиторы, будучи студентами Московской консерватории, образовали вокруг себя особую творческую атмосферу, не характерную для своего времени. Они выбрали непростой путь независимых и свободных художников, поэтому их произведения постоянно подвергались критике и практически не исполнялись. Однако время расставило единственно возможные и справедливые акценты и точки. Сейчас этих композиторов принято считать классиками современной музыки второй половины ХХ столетия.

Ведущая концерта рассказала слушателям о личном знакомстве с композитором Э.В.Денисовым в период, когда была одной из его учениц по оркестровке в Московской консерватории. Исполнители – молодые преподаватели и аспиранты консерватории с большим интересом ждали каждое новое сочинение уже известных и начинающих композиторов.

Организатором этого универсального коллектива, названного МАСМ, стал ученик Эдисона Денисова композитор Юрий Каспаров.

Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) был основан в 1990 году композитором Ю. Каспаровым при участии Э. Денисова. МАСМ первым представил на Западе новейшую российскую музыку, а у нас – творчество современных зарубежных авторов. На счету ансамбля более 800 мировых и российских премьер, около 40 компакт-дисков для ведущих мировых лейблов России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии. МАСМ – участник многочисленных международных фестивалей современной музыки, в том числе фестивалей «Европа–Азия» и «Муз–Транзит» в Казани.

В.Коршунова также коснулась одной из причин нечастого исполнения современной музыки – проблемы исполнителей. Для музыкантов это известная проблема. Новым исполнительским техникам у нас обучают только в столичной консерватории. В этой связи нельзя не вспомнить об особом отношении Софии Губайдулиной к исполнителям своей музыки. Она считает, что исполнитель – это самое основное, поскольку «композиторы делают только половину работы, которая без исполнителей – бумага, еще неживое, несостоявшееся».

Только достаточно высокий уровень исполнителей позволяет в полной мере воплотить замысел композитора. Музыканты всех трех коллективов – участников нашего концерта, безусловно, соответствуют этим требованиям.

Госквартет РТ Мощный энергетический импульс концерту задал Государственный струнный квартет Республики Татарстан. Квинтет для фортепиано и струнного квартета (1957), открывший концерт, был создан С.Губайдулиной в период учебы в Московской консерватории. Позднее квинтет был издан Всесоюзным нотным издательством «Музыка» и занял свое место в репертуаре исполнителей как оригинальное сочинение, продолжающее традиции великого Д.Шостаковича.

Государственный струнный квартет РТ (1979) в составе – заслуженные артисты РФ, народные артисты РТ, лауреаты Госпремии РТ им.Г.Тукая, профессора КГК Шамиль Монасыпов, Марат Зарипов, Альберт Асадуллин, лауреат межд.конкурсов Аскар Курбангалеев. Квартет - участник крупных российских и международных фестивалей. Гастролировал в США, Японии, Австралии, странах Европы, Индии и др.

Известный в республике коллектив пользуется заслуженным успехом у слушателей, прежде всего, как исполнитель современной музыки российских и татарстанских композиторов. В исполнении первых частей фортепианных квинтетов С.Губайдулиной и А.Шнитке также принял участие лауреат международных конкурсов пианист К.Егорычев.

Камерный оркестр «Новая музыка» Центра С.Губайдулиной был задуман как универсальный коллектив исполнителей, играющий также малыми камерными составами (дуэт, трио, квартет).

Обладатель Гран-при международного конкурса Камерный оркестр «Новая музыка» создан при Центре современной музыки Софии Губайдулиной в 2003году. Художественный руководитель и дирижер - заслуженная артистка РТ Анна Гулишамбарова. В репертуаре коллектива музыка разных эпох и стилей. И все же его основу составляет современная музыка российских и зарубежных композиторов. Камерный оркестр «Новая музыка» - неоднократный участник международных фестивалей современной музыки, разнообразных концертов, акций и встреч в городах республики и за ее пределами.

Артистами оркестра были исполнены сочинения А.Шнитке и Э.Денисова.

«Moz-Art» для двух скрипок (1976) представляет юмористическую линию творчества Шнитке и имеет соответствующий подзаголовок – «проект реконструкции наполовину утерянного произведения». Именно этот «проект» балансирования на грани проиграли казанские музыканты, лауреаты международных конкурсов Л.Федорова и А.Рыбочкина.

Контрастом, содержащим возбужденную «музыку действия», прозвучала Соната Э.Денисова для кларнета соло (Иван Манохин). Струнный квартет оркестра исполнил II часть Третьего квартета А.Шнитке (1983), отражающего излюбленные им темы «настоящего и прошлого», «высокого и низкого»…

Солисты МАСМ Вся вторая половина концерта была предоставлена нашим столичным гостям – солистам Московского Ансамбля современной музыки. Безупречно выстроенная и исполненная музыкантами Ансамбля программа также состояла из сочинений Э.Денисова (Соната для виолончели и фортепиано и Трио для флейты, бас–кларнета и фортепиано), А.Шнитке («Сюита в старинном стиле») и С.Губайдулиной (Соната для бас-кларнета и фортепиано). В этой части программы прозвучали премьеры новых версий сочинений С.Губайдулиной и Э.Денисова, сделанных кларнетистом О.Танцовым. Вместо контрабаса в оригинальной версии, здесь по-новому, чрезвычайно уместно и не менее оригинально использован бас-кларнет.

Нечасто звучащая, но продолжающая волновать и будоражить сердца все новых поколений слушателей талантливая музыка выдающихся российских композиторов в интерьерах «намоленного» консерваторского зала оставила у слушателей незабываемое впечатление. Своими долгими и прочувствованными аплодисментами слушатели выразили особый респект высокому мастерству исполнителей.

После успешного концерта в зале консерватории в Казани, музыканты Московского Ансамбля Современной Музыки (МАСМ) 21 февраля т.г. дали благотворительный концерт в Детской музыкальной школе города Зеленодольска. Название концерта «Контрасты современной музыки» выражает главное в содержании исполняемой музыки – ее парадоксальность, непредсказуемость и многообразие.

Великолепный, большой и технически оснащенный зал музыкальной школы как никакой другой подходит для подобных концертов. И школа и ее зал являются настоящим подарком для горожан. Еще в старом здании «музыкалки» учился хорошо известный зеленодольцам современный композитор, ныне председатель Союза композиторов Татарстана, народный артист России  Рашид Калимуллин, приложивший немало усилий для появления нового здания школы и оснащения его зала великолепными концертными роялями фирмы «Yamaha».

Концерты в музыкальной школе проходят систематически и в этом большая заслуга ее руководителей – директора Корольковой Е.В. И все же такого концерта, организованного Центром С.Губайдулиной при поддержке Министерства культуры России и администрации города Зеленодольска при активном участии самой школы, здесь давно не было.

Ведущая концерта музыковед Виктория Коршунова доходчиво и с большим пониманием существа исполняемой музыки представила интереснейшую программу. Все сочинения композиторов для присутствующих в зале слушателей исполнялись впервые.

Одно из ранних сочинений Эдисона Денисова «Пение птиц» для четырех исполнителей и фонограммы (1969) – пример гениального «предслышания» композитора. Сейчас, уже в XXI веке,  такого рода композиции, основанные на импровизации академических (не джазовых) музыкантов пишутся и исполняются довольно часто. Для российской же (советской) музыки 60-70х годов, это было настоящим открытием.

Примерно тогда же (1972) написана ставшая популярной «Сюита в старинном стиле» Альфреда Шнитке для флейты и фортепиано. Основанная на старинных танцевальных жанрах, услышанных композитором абсолютно по-новому, Сюита является гениальной стилизацией мастера. Блестящее исполнение этой музыки солистами МАСМа, лауреатами международных конкурсов флейтистом И.Бушуевым и пианистом М.Дубовым в Казани и в музшколе Зеленодольска было принято особенно горячо.

Соната для бас-кларнета и фортепиано Софии Губайдулиной явилось премьерой новой версии ее сочинения, талантливо сделанная кларнетистом Ансамбля О.Танцовым. Вместо контрабаса в оригинале, здесь по-новому, но чрезвычайно уместно использован бас-кларнет.

Солисты МАСМ. Концерт в Зеленодольске Свои «Причуды» для кларнета, виолончели и фортепиано Рашид Калимуллин посвятил именно этому замечательному коллективу. В музыке трио причудливо сочетаются интонации стилизованного рождественского хорала, пришедшего из прошлых столетий, и активные ритмы современной рок-музыки и джаза. Получился причудливый микст, воспринимаемый и в шутку и всерьез.

Прозвучавшая в заключение программы «Полька» молодого московского композитора Алексея Сюмака является своего рода ремиксом той самой польки, но уже XXI века, со всеми его исполнительскими «приемчиками», ритмами и мелодикой, вернее ее отсутствием.

Такой вот получился концерт – очень понятный и актуальный одновременно. Те же, кто не сумел прийти на благотворительный концерт Московского Ансамбля современной музыки, многое потеряли и не открыли для себя «совершенно новый» пласт музыки авангарда XX века и очень интересную музыку композиторов уже нашего – XXI века.

Рамзия Усеинова, музыковед, 

гл.хранитель фондов Центра современной музыки Софии Губайдулиной

Теги: московский ансамбль современной музыки, софия губайдулина, казань, центр современной музыки софии губайдулиной,
читать комментарии (0)
Пользовательский поиск


БЛОГИ