«Маятник»: Музыкально-Авантюрное Явление Творчески Настроенных Играющих Композиторов

Вы когда-нибудь задумывались о том, что значит быть универсальным и «всесильным» композитором? Много ли на свете существует композиторов-исполнителей, которые могли бы блестяще исполнить произведения своих коллег и представить на суд искушенной публики собственные опусы? А сколько вы знаете композиторов, владеющих несколькими музыкальными инструментами? Если эти вопросы вызывают у вас недоумение, то вы, к большому сожалению, пропустили интересный концерт, который состоялся 2 октября 2013г. в Зале работников образования, концерт, прошедший под аббревиатурой «Маятник».

Маятник Любители музыки, пришедшие на концерт, были приятно удивлены разнообразием программы, представленной в тот вечер. Их ожидали и смелые музыкальные эксперименты молодых композиторов, и произведения авторов, которые уже снискали себе почет и уважение у слушателей. Не обошлось и без композиций настоящих классиков татарской музыкальной культуры. В начале концертной программы прозвучал целый блок, в который вошли такие произведения, как: «Мелодия» Н. Жиганова, «Трио» С. Сайдашева, «Весенняя песня» А. Ключарева, обработка татарской народной песни «Урман кызы» Д. Файзи. Эти сочинения были особенно тепло встречены публикой. Исполнительский состав состоял только из композиторов, что придавало особую прелесть всему действу. Виталий Харисов – вдохновитель и организатор данного мероприятия – практически не сходил со сцены в этот вечер, он был востребован, как музыкант, по всем направлениям. Харисов прекрасно показал себя и как гитарист, и как пианист, исполнив «Три ноктюрна», написанные им еще в студенческие годы; и как композитор, а также  как исполнитель на мандолине. Не отставал от Виталия Харисова и один из его учеников – Ильяс Камал. Будучи превосходным виолончелистом, Ильяс также представил слушателям сразу две свои композиции – «Колыбельную» для мандолины, двух гитар, баяна и виолончели и «Этюд – импровизацию» для виолончели соло. При прослушивании «Колыбельной» сразу рождаются картины, как любящая мать качает в колыбельке сладко спящего младенца. Этюд же взбудоражил аудиторию своей смелостью и непредсказуемостью, а также музыкальным материалом, который никак нельзя назвать скучным или тривиальным. Контраст этих сочинений показал, как умело И. Камалов может работать в различных композиторских техниках, и при этом сочинение  обязательно оставит о себе память в сердцах слушателей.

Два опуса представил еще один композитор – Эльмир Низамов - молодой автор, который, однако, уже успел зарекомендовать себя в широких кругах любителей музыки. Исполнялась «Арабеска» для двух гитар и романс «Бэлки син» в переложении для виолончели с фортепиано. «Арабеска» была написана еще в далеком 2006 году и стала первым обращением автора к столь замечательному музыкальному инструменту, как гитара. Слушатели не могли не заметить испанские мотивы, тонко переплетающиеся с восточной лирикой. Романс прозвучал, как чувственное произведение с глубоким смыслом. Пусть вокальную партию исполнила виолончель, но и без слов были понятны все эмоции и чувства, которые насквозь пронизывали это сочинение.

Концерт не оставил без внимания и председатель Союза композиторов РТ Рашид Калимуллин. Он любезно предоставил Сонату для гитары, редакцию которой выполнил В. Харисов. Соната стала своеобразным центром всей концертной программы, ядром, воплощением синтеза старых и новых традиций в музыкальной культуре.

Один из главных героев вечера – композитор и исполнитель, а также организатор концерта Виталий Харисов – достал из недр своего огромного творческого багажа «Три ноктюрна» для фортепиано, написанные им еще в студенческие годы. Для кого-то могло показаться странным, что В. Харисов избрал именно это сочинение. Однако уже с первых нот можно было услышать тот самый дух свободного творчества, в чем-то даже революционный дух студента. Именно этот дух придает ноктюрнам свежесть, актуальность и особое очарование. Теперь ноктюрн будет ложно ассоциировать только лишь с ночной песней романтического характера и с нотками томления.

Замыкал концертную программу развернутый блок, состоящий из сочинений молодых композиторов, которые пока еще только делают первые шаги на композиторском поприще, но не всегда эти шаги осторожны. Чаще молодые авторы твердой и уверенной ногой встают на этот нелегкий путь, и в чем можно было убедиться. Ильдар Камалов, уже успевший показать себя, как превосходный гитарист, презентовал романс под названием «В сей мир едва ли…» на стихи Омара Хайяма. К творчеству этого величайшего персидского поэта, математика и философа неоднократно обращались многие композиторы, но И. Камалов выдержал эту конкуренцию, написав достойное обрамление к потрясающему по глубине и смыслу четверостишию.

Следующей показала себя Надежда Рузанова, представив два фрагмента из цикла «Эскизы для фортепиано». Слово «эскизы» часто употребляется в изобразительном искусстве. Когда художник лелеет мечту написать картину всей своей жизни, он может оставить после себя множество эскизов, которые в конце концов послужили рабочим материалом для создания шедевра. Но иногда эскизы сами по себе становятся чем-то вроде законченного произведения, как любимые зарисовки на скорую руку. Надежда взяла за основу практику художников и музыкальными звуками нарисовала несколько разнообразных по жанру картинок. Слушая их, можно в своем воображении придумать определенный образ, нарисовать свою картинку, которая рождается в процессе развития музыкального эскиза. Кроме того, Н. Рузанова показала себя не только как молодой композитор, но и как вокалистка, исполнив на сцене романсы Ильдара Камалова и Ильсура Вельгаса.

Ильсур Вельгас взялся за весьма сложную задачу – создать музыку к известному и драматичному стихотворению нашей замечательной поэтессы Марины Цветаевой – «Вот опять окно». Образ окна становится тонкой преградой между уютным, домашним миром и холодным, подчас чужим миром внешним. Этот образ проходит через многие произведения М. Цветаевой. Но, несмотря на всю сложность идеи, И. Вельгас точно передал настроение, царящее в нескольких строках. Его романс раскрыл тайную, наполненную внутренним драматизмом жизнь обитателей вымышленного городка, о котором пишет поэтесса.

«Канон в ритме самбы» - вы когда-нибудь могли себе помыслить что-нибудь подобное? Гитарист и молодой композитор Эдуард Галимов смог органично соединить, казалось бы, несоединимые вещи – форму канона в духе старинной музыки и зажигательную мелодию в ритме самбы. Этот номер стал ярким завершением вечера в бразильских тонах с элементами современной композиторской техники.

Нельзя не сказать и о дебютанте концерта «Маятник» - Алмазе Асхадуллине. Он совсем недавно начал заниматься композицией, но творческий огонь внутри него горит, не переставая. Алмаз исполнил пьесу для баяна под философским названием «Мир души». По признанию молодого автора, прообразом идеи будущего произведения послужила симфоническая поэма Ф. Листа «Прелюды» с ее философским подтекстом, поэтому это название возникло неслучайно. Публика поддержала А. Асхадуллина аплодисментами,  что, возможно, послужит толчком и верным стимулом для дальнейших творческих исканий и свершений.

Несмотря на количество желающих слушать современную академическую музыку, подобные концерты проводятся нечасто. А ведь для композиторов – как начинающих, так и опытных – это важная ступень развития и популяризации своего творчества. Интерес слушателей возрастает в несколько раз, если композитор и сам является исполнителем и своих, и чужих произведений, что показывает его универсальность и настоящую преданность делу. Концерт «Маятник» стал достойным экспериментом в череде других подобных концертных мероприятий. Нам остается надеяться, что «Маятник» продолжит раскачиваться в верных направлениях, увеличивая амплитуду колебаний и заражая любовью к современной музыке большее количество слушателей. Ведь слушатели всегда остаются важной и неотъемлемой частью любого концерта.

Надежда Рузанова

Теги: маятник, казань, виталий харисов,
читать комментарии (0)
Пользовательский поиск


БЛОГИ