XVII Международный фестиваль искусств «Сергей Осколков и его друзья» в Петербурге

С 1 по 14 июня 2013 года в Петербурге и его пригородах – Петергофе и Ораниенбауме – прошел XVII Международный фестиваль искусств «Сергей Осколков и его друзья». Этот фестиваль был впервые проведен в 1997 году, и его организатор – композитор и пианист, заслуженный деятель искусств России, профессор Сергей Осколков. Зачинщик этого грандиозного проекта родился в 1952 году в Донецке. Его отец, Александр Осколков – литератор и музыковед, дед, Лев Шполянский – композитор. Осколков обучался в Ленинградской консерватории как пианист и композитор, затем занял прочное место на петербургской музыкальной сцене. Сыновья Сергея Александровича – Александр Осколков и Сергей Осколков-мл. также являются исполнителями и композиторами и регулярно принимают участие в фестивале, организованном их отцом.

Фестиваль изначально посвящен музыке, живописи, поэзии, театру и кино. Целями фестиваля являются: движение по пути к синтезу искусств и единение художников разных родов искусств, и неизбежно исходящие из них встречи с друзьями, единомышленниками и творческими партнёрами композитора Сергея Осколкова. В музыкальной части фестиваля соблюдаются две линии Сергея Осколкова – классическая и современная музыка. Поэтому одинаково важная роль отводится, как исполнителям, так и композиторам. Сам же Осколков также принимает участие в обеих этих ипостасях, исполняя на фортепиано, как солист и концертмейстер для вокалистов и инструменталистов, а также представляя свои сочинения. Следовательно, вокруг Осколкова и его фестиваля образовался круг знакомых исполнителей, которые почти ежегодно принимают участие в фестивалях, выступая на концертах с программами шедевров классиков и интригующих современных сочинений, а также композиторов, у которых можно почти каждый год услышать новые произведения. Отличительная черта фестиваля – органичное сочетание высокого художественного профессионализма и непринужденной дружеской обстановки проведения концертов и других мероприятий. За годы существования фестиваля в нём приняли участие артисты из 20 стран мира: Великобритания, Германия, Франция, Италия, Испания, Голландия, Швеция, Швейцария, Бельгия, Дания, Литва, Украина, Беларусь, Израиль, США, Канада, Мексика, Япония, Китай, Австралия. Поэтому фестиваль по праву называется международным.

Среди исполнителей, чьи имена фигурируют на программах фестиваля, можно отметить Народных артистов России сопрано Ольгу Кондину, пианистку Екатерину Мурину, дирижёра и виолончелиста Сергея Ролдугина, дирижёров Дмитрия Хохлова и Станислава Горковенко, актёра Игоря Дмитриева, Заслуженных артистов России сопрано Елену Миртову, меццо-сопрано Галину Сидоренко, пианистов Нину Серёгину, Ирину Шарапову, Александра Сандлера, актёра Леонида Мозгового, Заслуженного работника культуры России композитора и скрипача Марка Белодубровского, лауреатов международных конкурсов меццо-сопрано Надежду Хаджеву, баритона Андрея Славного, пианистов Петра Лаула, Александра Лубянцева, Федора Амирова и многих других.  

Среди композиторов, частых участников фестиваля, можно назвать Бориса Архимандритова, Георгия Фиртича, Георгия Портнова, Владислава Успенского, Андрея Петрова, Геннадия Белова, Леонида Резетдинова, Станислава Воронцовского, Владиславу Малаховскую, Светлану Лаврову, Александра Радвиловича, Игоря Воробьева, Николая Мажару, Андрея Петрова, Ольгу Петрову, Софию Левковскую, Михаила Крутика, Ирину Цеслюкевич и многих других. На фестивале звучали сочинения композиторов из других стран, в том числе Жан-Люка Дарбеллэ из Швейцарии и Джозефа Персона из США. Регулярным посетителем и участником фестиваля является композитор и скрипач Марк Белодубровский, который долгие годы руководил в Брянске Фестивалем искусств имени Николая Рославца и Наума Габо. В каком-то смысле этот фестиваль представляет собой «побратима» фестиваля «Сергей Осколков и его друзья». Белодубровский регулярно выступал, как со своей собственной музыкой, так и с произведениями классиков и современников. Благодаря Белодубровскому, на фестиваль в Петербург приезжало немало музыкантов из Брянска участвовать в его программах. Среди них особенно запоминающейся группой является детский фольклорно-этнографический ансамбль «Соловушки». В 2011 году на фестиваль приезжал казанский композитор Лоренс Блинов, чье 75-летие было отмечено авторским концертом, а также блистательным исполнением его виртуозной Сонаты для фортепиано, написанной в серийной технике, которую блистательно исполнил московский пианист Федор Амиров.

При этом, фестиваль отнюдь не замыкается на одних и тех же именах, а щедро приглашает новых исполнителей и композиторов участвовать в его программах, и они таким образом становятся новыми «друзьями» фестиваля. Программы современной музыки, звучащие на фестивале, приобщают фестиваль к оживленному контексту петербургской и российской современной музыки. Своим высоким качеством представленных сочинений и их исполнений они ставят фестиваль на один уровень с другими фестивалями современной музыки, проводимых в северной столице – «От авангарда до наших дней», «Звуковые пути», «Петербургская весна» и «Пифийские игры». Их очень дополняет широкая палитра программ классической музыки, от соло фортепианной и вплоть до оркестровой. Так на разных концертах фестиваля слушатели могут услышать весьма утонченные и выразительные исполнения романсов Рахманинова, фортепианных сочинений Дебюсси и Равеля и Фортепианного концерта Грига.

Попутно в рамках фестиваля порой устраиваются презентации новых изданий книг стихов и прозы, книг о музыке и выпусков компакт-дисков. Часто данные презентации проходят вместе с концертами, так что одно мероприятие может плавно переходить в другое. Одним из наиболее запоминающихся событий подобного рода был показ фильма Анастасии Юргенсон о своем прапрадеде Петре Ивановиче Юргенсоне, первом нотном издателе в России, в котором также описывалась деятельность ее отца, Бориса Петровича Юргенсона, организатора концертов Гостиной Юргенсон в Москве. Этот фильм вызвал живой, неподдельный интерес у слушателей, который выразился в бурной, оживленной дискуссии о будущих перспективах современной музыки в России и в мире.

Примечательна широкая география площадок проведенных концертов фестиваля. Самым интригующим свойством фестиваля, это то, что его концерты происходят в Петербурге, а также в его двух самых красивых пригородах – Петергофе, где жил и работал Антон Рубинштейн, а теперь живет Сергей Осколков, и Ораниенбауме, городе известном тем, что в нем родился Игорь Стравинский. При этом, первые годы фестиваль проводился почти полностью в Петергофе и Ораниенбауме, и только в последние годы большее количество его концертов проводится в Петербурге. В Петергофе можно посетить концерты в Большом Петергофском дворце, знаменитом своей блистательной имперской архитектурой и фонтанами, а иногда в бывшем здании царских конюшен, расположенном в нескольких кварталах от Петергофского дворца. Художественные выставки в художественном зале, расположенном в городской библиотеке в Новом Петергофе. В обоих этих местах в разные годы проходили ежегодные чтения поэтов. Такие авторы как Александр Кушнер, Михаил Яснов, Александр Вишневский, Евгений Линов, Дмитрий Ивашинцов, Валерий Мишин, Тамара Буковская, Аркадий Ровнер, Виталий Дмитриев и Юрий Шестаков и другие привносят свой неповторимый колорит в канву фестиваля. На выставках представляются картины таких художников как Валентин Афанасьев, Глеб Богомолов, Михаил Шемякин, Анатолий Васильев, Борис Забирохин, Константин Троицкий, Александр Ищенко, Георгий Ковенчук, Татьяна Бердоносова, Ирина Быкова-Голдовская, Алла Ивашинцова, Алла Джигирей, Марина Бусарева, Евгений Гиндпер, Илья Бадалян, Виктор Петров-Гринёв и Владимир Слепухин.

В Ораниенбауме концерты проходят в городском парке, в котором изобилуют утонченные архитектурные постройки, мраморные статуи и пруды. Одно из самых элегантных сооружений в парке, монументальное Каменное зало, является излюбленном местом проведения концертов. В Петербурге же концерты фестиваля проходят в Доме композиторов, Фонде художника Михаила Шемякина, Всероссийском музее А.С.Пушкина «Мойка,12», Дворце Шереметевых и других достопримечательных площадках.

Таким образом, художественное впечатление от посещения концертов и других мероприятий фестиваля значительно усиливается поездками на электричках или маршрутках из Петербурга в сказочно живописные пригороды северной столицы, с роскошной зеленью в цвету. Проводится же фестиваль в самое благодатное время года – в начале июня, когда уже начинаются белые ночи, и в городе даже после полуночи светло, а на улицах ходят толпы людей, едут автобусы, вовсю работают кафе и рестораны, играют на улицах музыканты, и в воздухе парит дух романтики. Прогулки по роскошному парку в Ораниенбауме с пышными деревьями, романтическими взгорьями, прудами и шедеврами архитектуры, а также по величественным паркам Петергофского дворца и по живописным улицам Петергофа, вдоль его романтических прудов и возвышенных храмов – все это придает фестивалю то необходимое ощущение художественного вдохновения и экзальтации, которое создает идеальную обстановку для проведения концертов, выставок и чтений стихов на фестивале. Заезды в Петербург, прогулки по сказочным улицам северной столицы, а также поездки на лодках по каналам привносят дополнительный шарм в посещение фестиваля. А встречи с давно знакомыми коллегами-музыкантами, а также знакомства с новыми участниками фестиваля привносят последний необходимый элемент для осознания данного фестиваля как истинного содружества талантливых людей и друзей.

Последние несколько лет концерты современной музыки претерпели определенные изменения, когда Сергей Осколков внес в них очень удачное новшество. Теперь каждый год концерт современной музыки наделен особой темой, и организатор фестиваля просит композиторов специально написать короткое сочинение на заданную тему. Эти сочинения исполняет камерный ансамбль, состоящий из флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано, руководителем которого является пианист Николай Мажара. Предыдущие два года темой для этих концертов были «портреты», и каждый композитор специально написал сочинения, в которых он вырисовывал портрет определенных своих знакомых, либо незнакомых людей. Данная тематическая заданность стала придавать концертам большее единство, структурность и, в то же самое время, энергичность и динамику. Проводятся концерты современной музыки в концертном зале Фонда художника Михаила Шемякина на Садовой улице, помещении очень подходящем по духу для проведения мероприятий посвященных современной музыке и искусству. Среди них особенно выделяется проект «Звери Святого Антония» на стихи Дмитрия Бобышева и гравюры Михаила Шемякина.

В нынешнем 2013 году фестиваль «Сергей Осколков и его друзья» не обманул ожидания его участников и посетителей. Он также порадовал слушателей целым рядом концертов классической музыки, концертом современной музыки, выставкой художников и чтением стихов. Первый концерт, представляющий открытие фестиваля, прошел 1 июня в Музее-усадьбе Державина на Фонтанке в Петербурге. Он носил название «При звоне арфы сладкогласной» и, следовательно, арфа играла там большую роль в программе, озвученная арфисткой Ириной Донской. В программе звучали сочинения Глинки, Рахманинова, Чайковского, Дебюсси, Шопена и Шумана, и участвовали исполнители: сопрано Елена Миртова, скрипачка Роза Лусине Джавадян, баритон Андрей Славный, виолончелист Сергей Ролдугин, а также Нина Серёгина, Энрике Ломбардо Лапас (Испания), Сергей Осколков и его сын Сергей Осколков-мл. за фортепиано.

На следующий день прошел музыкально-поэтический вечер в Музее семьи Бенуа в Новом Петергофе под названием “Anima et Animus” и там можно было пронаблюдать достижение органичного синтеза искусств поэзии и музыки. Поэты Алла Ивашинцова и Дмитрий Ивашинцов читали свои стихи. Со стихами звучала музыка Сергея Осколкова, написанная специально к ним, а после прозвучали вокальные циклы Александра Осколкова и Сергея Осколкова на стихи Вадима Шефнера и Сергея Осколкова-мл. на стихи Жака Превера. Музыка, представленная на этом вечере, звучала в исполнении сопрано Аллы Мартыненко, меццо-сопрано Надежды Хаджевой, баритона Андрея Славного, а также Снежаны Островской на флейте, Александра Осколкова на кларнете,  Сергея Осколкова и Сергея Осколкова-мл. за фортепиано.

После этого, несколько дней мероприятия фестиваля проходили в Петербурге. В Кафе поэтов «Старая Вена» 4 июня прошло первое из двух поэтических чтений, наделенное вызывающим названием «Поэтические терзания». На нем читали стихи поэты Тамара Буковская, Алла Горбунова, Дмитрий Григорьев, Валерий Земских, Пётр Казарновский, Тимур Кекиликов, Борис Констриктор, Евгений Линов, Арсен Мирзаев, Валерий Мишин, Евгений Мякишев, Алексей Сычёв, Дмитрий Чернышёв.

Затем в Музее Бродского 5 июня прошел концерт вокальной музыки под названием «Канте хондо», посвященный 115-летию со дня рождения Федерико Гарсия Лорки. Регулярный участник фестиваля, поэт Александр Князев драматично читал переводы на русский стихов испанского поэта. В исполнении музыки главную роль играли певцы: сопрано Гаяне Бабаджанян, меццо-сопрано Надежда Хаджева и Дарья Черний, тенор Александр Кулинкович и баритон из Мальты Джозеф Лиа. Им сопровождали Евгения Клевцова на скрипке, Иван Александров, Мурат Кабардоков, Сергей Осколков, Сергей Осколков-мл. и Дмитрий Павлий за фортепиано. Насыщенная и разнообразная программа состояла из сочинений Мурата Кабардокова, Софии Левковской, Марка Минкова из Москвы, Дмитрия Валентиновича Смирнов, Дмитрия Николаевича Смирнова, живущего в Сент-Олбанс, Татьяны Смирновой из Москвы, Ирины Цеслюкевич и знаменитого Мануэля де Фальи и самого Федерико Гарсия Лорки.

Самый необычный и интригующий концерт прошел в Фонде Михаила Шемякина, и был посвящен современной музыке. Сергей Осколков вновь последовал своей недавно введенной традиции и на этот раз попросил композиторов написать посвящения своим учителям. Этот дружеский заказ мог варьироваться посвящением какому-нибудь композитору, который на автора повлиял. Поэтому концерт так и назывался «Посвящение учителям». Вновь в нем принимал участие камерный ансамбль, руководимый пианистом Николаем Мажарой, уже проявивший себя как гармонично сыгранный и виртуозный коллектив, достойно справляющийся с задачей исполнять сочинения современных композиторов, но пока, к сожалению, не имеющий названия. В него входили флейтистка Татьяна Резетдинова, Александр Осколков на кларнете и бас-кларнете, Михаил Крутик на скрипке, Алексей Говоров на виолончели и Николай Мажара за фортепиано. Прозвучали сочинения Марка Белодубровского, ныне живущего в Москве, Натальи Волковой, Михаила Крутика, Светланы Лавровой, Николая Мажары, Владиславы Малаховской, Игоря Мациевского, Александра Осколкова, Сергея Осколкова, Ольги Петровой, Ивана Полеха, Александра Радвиловича, Леонида Резетдинова, Ирины Цеслюкевич и Пэн Чэна из Китая.

В программе наблюдалось четкое стилистическое разнообразие, и представленные сочинения придерживались, как традиционного, так и авангардного направления, а также были случаи органичного сочетания противоположных стилистических направлений. При заданном параметре ансамбля, наблюдалось разнообразие инструментария, от сольного фортепиано и вплоть до использования всего ансамбля. Что объединяло все эти сочинение это четкость и лаконичность высказывания и попытка привнести максимальную содержательность в минимальное количество времени.

Запомнилось сочинение Александра Радвиловича, «Сны Пьеро», посвященное Арнольду Шенбергу, привносящее стилистический диалог с прославленным сочинением известного композитора, наделенное множеством новаторских эффектов для инструментов, в частности, игре в струнах рояля. Китайский композитор Пэн Чэн представил свои Три пьесы для фортепиано, весьма традиционные по своему языку, наделенные выдержанным присутствием китайской народной музыки с предельно малым количеством преломления в контексте современной стилистики. Весьма контрастно выразительными и в меру виртуозными были «Восемь вариаций на Дудочку Шута» Александра Осколкова для кларнета и фортепиано, в которых наблюдалось органичное сочетание противоположных эмоциональных настроений. Обратили на себя внимание «Постлюдии» для фортепиано Сергея Осколкова, обладающие  утонченной, изысканной инструментальной фактурой и лирическим настроением, которые были посвящены «моей дорогой учительнице Г.Д. Сладкоской». Интересным по своему музыкальному языку было сочинение Марка Белодубровского “In memoriam” для камерного ансамбля, посвященное «памяти моих учителей Вениамина Иосифовича Шера и Елены Адольфовны Беленсон», обладающее философичностью настроения, сочетавшее ансамблевое письмо с заметными сольными пассажами различных инструментов. «Лента Мёбиуса» Светланы Лавровой обладала новаторской инструментальной фактурой и множеством экспериментальных эффектов для инструментов. Весьма колоритными по своему звучанию были «Русские наигрыши» Леонида Резетдинова, в которых элементы русского музыкального фольклора были вплетены в контекст изобретательной инструментальной фактуры.

Вечером того же дня в том же помещении прошел показ кино двух молодых режиссеров, живущих в Израиле – Дины Зискиной и Владимира Дзякевича. Был показан короткий, но запоминающийся фильм про молодого человека, девушку и собаку.

Во Всероссийском музее имени А.С. Пушкина на Набережной реки Мойки прошло открытие выставки картин современных петербургских художников, на которой были представлены работы Валентина Афанасьева, Ильи Бадаляна, Татьяны Бердоносовой, Марины Бусаревой, Ирины Быковой-Голдовской, Лики Волчек, Натальи Герман, Евгения Гиндпера, Аллы Джигирей, Бориса Забирохина, Аллы Ивашинцовой, Дмитрия Ивашинцова, Александра Ищенко, Анжелики Калининой, Александра Котугина, Евгения Маслова, Александры Невской, Светланы Петровой, Олега Прегнера, Зинаиды Ревчук, Дмитрия Рыжикова, Марата Тажибаева, Константина Троицкого и Ирины Чеботарёвой. Там же прошел концерт фортепианной и вокальной музыки, в котором в первом отделении французский пианист Пьер Морабиа блистательно исполнил фортепианные сочинения Дебюсси и Равеля, написанные ровно 100 лет тому назад, в 1913 году, а во втором отделении сопрано Мария Матьязова-Мильдер (Швеция) спела романсы Бриттена, Рахманинова и Сергея Осколкова, в то время как последний композитор аккомпанировал ей на фортепиано.

В Центральной библиотеке города Петергофа прошло открытие выставки петербургских художников Ильи Бадаляна, Марины Волковой, Натальи Герман, Елены Зайцевой, Аллы Ивашинцовой, Мани Калатозошвили, Анжелики Калининой, Александра Котугина, Владимира Левченко, Владимира Мишурова, Владимира Никифорова, Светланы Петровой, Виктора Петрова-Гринёва, Олега Прегнера, Зинаиды Ревчук, Дмитрия Рыжикова и Марата Тажибаева. В том же помещении прошло чтение стихов, на котором читали свои стихи поэты Борис Григорин, Александр Вишневский, Виталий Дмитриев, Алла Ивашинцова, Дмитрий Ивашинцов, Вероника Капустина, Александр Князев, Елена Малеева, Наталия Перевезенцева, Вадим Пугач, Татьяна Семёнова. Во время перерывов Наталия Ивницкая на флейте, Елизавета Бережнова на виола д`амур, Елена Полехина на фортепиано и Сергей Осколков на клавесине играли живые музыкальные  номера из барочной музыки, что вносило дополнительное оживление в поэтическое чтение.

Самый грандиозный концерт фестиваля прошел в наиболее запоминающейся площадке для проведения концертов – в великолепном Камерном Зало городского парка Ораниенбаума. Концерт назывался «Ассамблея ассамблей» и представлял «торжественное закрытие фестиваля». В нем участвовали сопрано Юлия Симонова, меццо-сопрано Надежда Хаджева, флейтистка Снежана Островская, тенор Николай Островский, скрипач Владимир Устиновский и Сергей Осколков за фортепиано. В концерте участвовали также Ансамбль «Spectrum-Duo» из двух пианисток, Надежды Медведевой и Марины Климовой, а также Ансамбль «Русский виртуозный проект» с Татьяной Костяной и Алиной Богук на домре и мандолине и Ириной Шараповой на фортепиано. Попутно клоунесса Анна Орлова и актёр Андрей Толшин исполняли цирковые номера. Была исполнена музыка Джузеппе Тартини, Джоакино Россини, Фрица Крейслера, Пабло Сарасате, Игоря Стравинского, Георгия Портнова, Геннадия Белова, Владимира Сапожникова и Сергея Осколкова.

Однако этим фестиваль не завершился, так как через два дня в Концертном зале Дома композиторов Санкт-Петербурга прошла его «Постлюдия» – концерт-посвящение Дому композиторов, проведенный совместно с Ассоциацией «Русская традиция». В концерте принимали участие  сопрано Зоя Журавлёва, меццо-сопрано Надежда Хаджева, тенор Александр Дедик и пианисты Екатерина Мурина, Владимир Гуревич и Сергей Осколков., а также Ансамбль солистов Государственного Академического Русского оркестра им. В.В.Андреева в составе которого – Владимир Фонин на баяне, Александр Щипицин на балалайке, Марина Фонина на звончатых и щипковых гуслях, Екатерина Саяпина на малой домре, Наталия Чурина на альтовой домре и Андрей Котягин на контрабасовой балалайке. Исполняли сочинения Шостаковича, Андрея Петрова, Георгия Портнова и Сергея Осколкова.

Самое последнее мероприятие фестиваля прошло в Центральной библиотеке города Петергофа, где в рамках общегородской библиотечной акции «Ночная эстафета» состоялась презентация книги стихов и прозы «Осенние ливни» Александра Федотовича Осколкова, отца организатора фестиваля. На этой ноте завершился XVII фестиваль искусств «Сергей Осколков и его друзья», который вновь представил многогранную панораму различных видов музыки и искусств и порадовал его посетителей праздничной и приподнятой художественной атмосферой.

Антон Ровнер

Пользовательский поиск


БЛОГИ