Антон Батагов выступит в Москве спустя 17 лет

16 сентября Антон Батагов исполнит свой фортепианный цикл «Избранные письма Сергея Рахманинова» в Рахманиновском зале Московской консерватории. Московская премьера этого сочинения открывает проект Алексея Любимова «Продолжая традиции Сергея Рахманинова».

"В октябре 2012 года я посетил могилу Рахманинова. Он похоронен на кладбище Кенсико, которое находится в деревушке под названием Валхалла, в получасе езды от Нью-Йорка. Вокруг – живописные холмы, аккуратные домики, подстриженные газоны, идиллические озера и ручьи. Рядом с Рахманиновым похоронены актеры, писатели, политики, военные, бизнесмены, а также "простые смертные" со всего мира: американцы, русские, эстонцы, китайцы… Великий музыкант, слышавший вселенную как ликующе-трагическое колокольное пространство, мощное и бескрайнее, Рахманинов покинул Россию и стал частью совсем другого мира…

Стоя у его могилы, я почувствовал, как это пространство резонирует во мне. ...

Он сам был анти-модернистом. Он не совершал революций, не "опережал время", и не боялся выглядеть старомодным. На первый взгляд кажется, что он не повлиял ни на кого из композиторов конца ХХ – начала XXI века. И всё же его незримое магическое присутствие ощущается в музыке некоторых авторов: и тех, кого называют "современной классикой", и рок-музыкантов. И наоборот: когда бесконечные Рахманиновские мелодии раскручиваются из кратчайшего мотива – буквально из двух-трех нот – слово "минимализм" уже готово сорваться с языка. … 

Мы давно привыкли к тому, что старинная и классическая музыка используются в качестве строительного материала для новой музыки. Однако время летит очень быстро, и мы находимся уже на новом витке спирали. Музыка, написанная совсем недавно, сама становится материалом для сегодняшней медитации. При этом никаких цитат здесь нет; только стилистические путешествия на машине времени. Витки спирали резонируют между собой, а мы слушаем, как всё это звучит." - Пишет пианист на своем сайте.

Мероприятие пройдет в Рахманиновском зале Московской консерватории в рамках цикла "Композиторы и пианисты рассказывают свои истории" и посвящено 140-летию со дня рождения и 70-летию со дня смерти Сергея Рахманинова. 

Антон Батагов родился 10 октября 1965 года в Москве. Окончил Московскую консерваторию. За очень короткое время, прошедшее с того момента, как студент профессора Татьяны Николаевой получил специальный приз на Международном конкурсе Чайковского в 1986 году, а также ряд других премий, Батагов из неординарно одаренного пианиста превратился в принципиально важную, креативную, влиятельную и необычную фигуру современной российской музыкальной жизни.

С конца 80-х годов Антон начинает пропагандировать русскую современную музыку за рубежом, а западную — у себя на родине, впервые исполняет в России сочинения Филипа Гласса и Стива Райха, Мортона Фелдмана и Джона Кейджа. Примерно в это же время появляются его первые собственные сочинения, и он становится художественным руководителем фестиваля современной музыки «Альтернатива», который во многом определил дальнейшее развитие музыкальной ситуации в нашей стране.

За двадцать пять лет им было создано множество произведений — от камерной классики до кино- и телемузыки, от компьютерной оперы до буддийских мистерий. Он сотрудничал с Иваном Дыховичным и Дмитрием Покровским, с буддийскими ламами и рок-музыкантами, Татьяной Гринденко и великим хореографом Биллом Т. Джонсом.

В 1997 году Батагов перестал концертировать и прекратил заниматься организацией музыкальной жизни. Он не выходил на эстраду 12 лет, закрылся в своей студии, целиком посвятив себя сочинению собственной музыки. Что бы он ни писал — будь то заставка на телевизионном канале, звучащая меньше минуты (в конце 1990-х он сочинял заставки для телеканала НТВ и РТР, а последние десять лет работал для канала «Культура»), или же сочинения, преломляющие буддийские ритуалы, — всё имеет свой уникальный голос в мире современной музыки. «На сегодняшний день это один из самых оригинальных и впечатляющих музыкантов», — пишет американский музыкальный обозреватель Эндрю Коннорс, и подобные высказывания мировой критики сопровождают Батагова всю жизнь. Его дискография включает более 30 дисков. Его самый последний диск, записанный в дуэте с этно-звездой Янгчен Лхамо и вышедший в июне 2013 года в Нью-Йорке, получил восторженные отзывы даже академических критиков. В этой записи Батагов не только музыкант, но и звукорежиссёр.

С Америкой судьба свела Батагова в начале 90-х. «Даже в таком густонаселенном музыкальном сообществе, как Нью-Йорк, он быстро обрел свою нишу», — констатирует Джон Шейфер, легендарный автор и ведущий самых известных программ о современной музыке на WNYC — крупнейшей радиостанции Америки. Батагова начинают сравнивать с классиками американского минимализма. Его произведения регулярно звучат в эфире в одном ряду с сочинениями Гласса, Райха, Наймана, Пярта, Шнитке, Сильвестрова. С ним сотрудничают такие мастера, как великий хореограф Билл Т. Джонс и Calder Quartet. Его концерты становятся событиями для музыкальной общественности. Так, на один из них незадолго до своей смерти пришел великий Джон Кейдж.

С 2010 года Нью-Йорк становится его постоянным местом жительства.

Сейчас — начало нового этапа в творчестве музыканта: он совмещает композиторскую деятельность с исполнительской. Его возвращение на сцену состоялось в 2009 году в Сиэтле (этот концерт был назван концертом года). После этого он выступал в основном в США, а в России дал несколько концертов в Новосибирске и Перми. В Москве же будет играть впервые с 1996 года.

Теги: антон батагов, московская консерватория, рахманиновский зал консерватории,
Пользовательский поиск


БЛОГИ