Состав Уральского отделения

Аввакумова Елена Гурьевна, музыковед [род. в 1961 г.]
с 2002 г. проживает за рубежом

Автор и ведущая радиопрограммы "Ближе к классике!", автор звукового оформления сайта "Ближе к классике". Руководитель отдела по связям с общественностью Свердловской государственной академической филармонии. Ведущая концертов абонементных серий филармонии [сезон 2001-02: "111 прелюдий". Камерный зал]. Музыковед. Выпускница Уральской государственной консерватории им.М.П.Мусоргского [отделение истории и теории музыки, класс В.Н.Хлопковой].

_____________________________________________________

Арсеева Ирина Васильевна, композитор [1941-1999]

И.В.Арсеева относится к компзиторам, знающим и длящим традицию. Среди ее излюбленных жанров – вокальная лирика, хоровые и инструментальные миниатюры, камерные оперы. Именно здесь наиболее адекватно реализуются присущие автору психологическая заостренность, склонность к созерцанию, желание отгородиться от враждебной и даже пугающей действительности.

_____________________________________________________

Бакалейников Николай Романович, композитор [1881-1957]

_____________________________________________________

Белоглазов Григорий Николаевич [1902-1988]

В 1922-27 занимался по классу скрипки в Свердловском музыкальном училище. В 1927-56 дирижёр Свердловского самодеятельного симфонического оркестра. В 1935-40 учился в Уральской консерватории (класс композиции М. П. Фролова), где преподавал с 1939 (с 1958 - доцент). В опере "Охоня" (1954, пост. 1956, 2-я ред. 1957) композитор впервые воплотил в музыке литературные образы Д. Н. Мамина-Сибиряка. Во многих сочинениях использовал элементы уральского музыкального фольклора.

_____________________________________________________

Басок Максим Андреевич, композитор [род. в 1951 г.]

Творчество М.А.Баска прочно укоренено в традиции. Он не пытается поразить слушателя поиском необычных интонаций, нарочито усложненных гармонических комплексов. Его партитуры практичны, их технические сложности мудро соизмеримы с возможностями исполнителей. При всей непосредственности в них чувствуется созидательный педагогический дух, направляющее и воспитывающее начало, выраженное не прямо, с дидактической безаппеляционностью, а в тактичной художественной форме. Его музыкальной речи присуща определенная театральность, которая проявляется в точных "интонационных жестах".

_____________________________________________________

Барыкин Валентин Дмитриевич, композитор [род. в 1959 г.]

В.Д.Барыкин – из тех, для кого избранная профессия очень рано стала поводом к серьезным размышлениям. Особый философский склад ума, склонность к рефлексии и самоанализу – эти личные качества неразрывно связаны с его творчеством. Количество созданного им не слишком велико, Барыкина вряд ли можно назвать плодовитым композитором. Ему не свойствены чисто ремесленные экзерсисы, "игра мускулами" ради поддержания профессиональной формы. Каждое новое сочинение появляется как итог пройденного, как отражение накопленного опыта.

_____________________________________________________

Барыкина Лариса Владимировна, музыковед [род. в 1958 г.]

Л.В.Барыкина – руководитель музыкально-литературного отдела Екатеринбурского гос. академ. театра оперы и балета, критик музыкального театра, автор более 100 публикаций в центральной, местной и зарубежной печати [Журналы "Балет", "Московский наблюдатель", "Урал", "Витта", " Ballet international / Tanz aktual"], буклетов к спектаклям театра оперы и балета, театров "Щелкунчик", " Провинциальные танцы", "Балет Е.Панфилова". Автор и ведущая телепрограмм СГТРК. Член жюри ряда международных и региональных театральных конкурсов и конкурсов артистов балета. Член Экспертного совета Национальной театральной премии "Золотая маска" [1996-1997].

_____________________________________________________

Беспалова Анастасия, композитор[род. в 1958 г.]

Анастасия Беспалова - композитор, со своим простым, но в тоже время интересным музыкальным языком. Постоянный участник различных фестивалей в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге. Лауреат конкурса Мариинского театра на создание оперы по произведения Н.В.Гоголя.

_____________________________________________________

Биберган Вадим Давидович, композитор [род. в 1937 г.] с 1978 г. проживает в Петербурге

_____________________________________________________

Бородин Борис Борисович, музыковед [род. в 1951 г.]

Доктор искусствоведения (г. Москва, МГК, 2006, профессор кафедры специального фортепиано УГК, зав. кафедрой теории, истории музыки и музыкальных инструментов Уральского государственного педагогического университета. Зам. председателя Уральского отделения Союза композиторов России. Стипендия Министерства культуры Свердловской области (2006), Лауреат фонда «Русское исполнительское искусство» (2006, 2007). Автор более 80 публикаций в отечественных и зарубежных научных сборниках и журналах «Фортепиано», «Музыкальная академия». Основные труды: «Композитор и исполнитель», Пермь, 2000; монография «Комическое в музыке», М.: «Композитор», 2004; монография «Три тенденции в инструментальном искусстве», Екатеринбург: «Банк культурной информации», 2004; монография «Траектория творчества. Композитор Леонид Гуревич и его музыка», Екатеринбург, 2006. Редактор-составитель и один из авторов сборника «Нейгаузы: Густав, Генрих, Станислав» (Москва, 2007). Реставратор фортепианной сонаты fis moll Шуберта. Автор фортепианных транскрипций: Малер – «Воспоминание», «Весеннее утро», вокально-инструментальный цикл «Песни странствующего подмастерья»; Сен-Санс – Ария Далилы из оперы «Самсон и Далила»; Оффенбах – Антракт и Баркарола из оперы «Сказки Гофмана»; Г. В. Нейгауз – романсы «Песня девушки», «Туман»; Стравинский – «Фокус» из балета «Петрушка»; фортепианная фантазия Воспоминание о «Турандот» Пуччини; Импровизация на «Песню индийского гостя» из оперы Римского-Корсакова «Садко»; Р. Штраус – Три песни . Автор оперных либретто (композитор Максим Басок) «Денискины рассказы» (1994), «Алёнушкины сказки» (1996), «Калиф-аист» (1999). В качестве лектора и пианиста участвует в международных конференциях и фестивалях (Москва, Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Киев, Душанбе).

_____________________________________________________

Бызов Андрей Борисович, композитор [род. в 1953 г.]

Профессор Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского, Заслуженный деятель искусств РФ. Музыка А. Бызова привлекает активным, жизнелюбивым тоном высказывания, сочным юмором, светлой лиричностью, творческим воплощением элементов фольклора. А.Бызов автор двух балетов («Стойкий оловянный солдатик» -1984; «Тимур и его команда»- 1985), Симфонии (1979), Concerto grosso для электронного баяна и камерного оркестра, кантаты «Александр Матросов» (1979), хоровых сочинений (в том числе для детского хора). Музыка композитора исполняется во многих странах мира. Особенной популярностью пользуются его произведения для народных инструментов. А. Бызов справедливо считает, что мастерство и опыт, которые приходят с годами, безусловно, нужны, но автору гораздо важнее, когда у него есть потребность, что сказать и кому. Вероятно поэтому, по словам тех, кто знаком с композитором, он пишет музыку быстро и хорошо, неизменно находя при этом и своих слушателей, и своих исполнителей.

_____________________________________________________

Вакарь Лариса Владимировна, музыковед [род. в 1965 г.]

Главный специалист по театральному и исполнительскому искусству Управления культуры г. Екатеринбурга. Выпускница Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского. Работала преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ, экскурсоводом Дома-музея П.И.Чайковского в Клину, преподавателем курса "Общественная история художественной и музыкальной культуры" в Свердловском горном институте, на кафедре звукорежиссуры Уральской консерватории. Балы редактором музыкальной редакции СГТРК, автором и ведущей радиопрограмм "Музыкальная мозаика", " Вас приглашает оперетта", "Тутти-клуб" и др. В качестве музыковеда и журналиста участвовала в екатеринбургских фестивалях " Игра и созерцание", "Декабрьские хоровые вечера им. Н.Голованова" и др. Участвовала в VII съезде композиторов России [Москва], в IV международном конгрессе Европейской академии музыкального театра [Екатеринбург].

_____________________________________________________

Викторова Ольга Владимировна, композитор [род. в 1961 г.]

Портрет Ольги Викторовой может быть написан в различной манере, поскольку, постоянно экспериментируя в творчестве, она успела овладеть большинством композиторских техник. Сочиняя порой сложную для восприятия "элитарную" музыку, О.Викторова тем не менее не приемлет какого бы то ни было снобизма в искусстве. Как истинный профессионал, она считает, что должна уметь все: написать оперу, симфонию или, например, эстрадную пьесу, музыку к спектаклю, песню.

_____________________________________________________

Вильнер Наталья Моисеевна, музыковед [род. в 1937 г.]

Н.М.Вильнер совмещает различные виды музыковедческой деятельности: 25 лет педагогической работы; более 40 лет – автор и ведущая музыкальных программ на сцене филармонии и театров, а также передач радио и телевидения [более 400] в циклах: " Мы в филармонии", "О дирижерском искусстве", "Вокалисты мира", "К 400-летию оперы" и др. Музыкальный критик [статьи о современных композиторах и оперном искусстве в центральной местной печати – журналы "Советская музыка", " Музыкальная академия", альманах "Музыка России", "Урал", газеты "Уральский рабочий" и "Вечерний Екатеринбург"].

_____________________________________________________

Гальперин Михаил Иосифович, композитор [1918-1997]

Большинство произведений М.И.Гальперина – а работал он в разных жанрах – было посвящено отражению чувств и настроений его современников, раскрытию их богатого духовного мира. Творческая мысль устремлялась и в область песенно-романсовой лирики, и фортепианной миниатюры, и симфонической музыки, и камерно-инструментальных сочинений. Фортепианное творчество М.И.Гальперина, представленное прелюдиями, сюитой старинных жанров, полифоническими пьесами, воспринимается как музыка педагогического репертуара и бытового исполнительства.

_____________________________________________________

Гибалин Борис Дмитриевич, композитор [1911-1982]

наток музыкального фольклора, тонко понимающий его природу и неисчерпаемые возможности, Гибалин неоднократно обращался к народно-песенному материалу, видя в нем могучий источник для воссоздания картин окружающей его жизни, самобытных характеров. <...> Многие из сочинений Гибалина, создававшиеся вроде бы "на случай", смогли обобщить и передать важные общечеловеческие чувства радости, ликования, торжества, которые не подвластны идеологическим регламентам.

_____________________________________________________

Головина Ольга Акимовна, композитор [1924-1978]

Талантливый и широко образованный музыкант, великолепный педагог, автор сочинений, развивающих традиции русской классики, – такой вспоминают О.А.Головину ее коллеги и ученики. Многие ее произведения – балет, опера, романсы – могут сегодня достойно представлять уральскую музыкальную культуру на филармонических сценах и в педагогической практике.

_____________________________________________________

Горячих Владимир Иванович, композитор [род. в 1929 г.]

Длительная работа Владимира Горячих в области хорового исполнительства, где слово играет не менее значительную роль, чем его музыкальное интонирование, создание театральной музыки – все это определило особенности художественного стиля композитора, круг близких ему художественных интересов. Их важнейшие приметы: неизменно тяготетие к программности в области инструментальной музыки, стойкая приверженность к слову в произведениях крупной формы [кантата, вокально-инструментальная и хоровая сюиты], интерес к балету – жанру, где толчком для фантазии оказывается сюжет, а литературный материал – стимулом к конкретизации музыкальных образов.

_____________________________________________________

Гудков Евгений Георгиевич, композитор [1939-2008]

_____________________________________________________

Гуревич Леонид Иосифович, композитор [род. в 1936 г.]

Председатель Уральского отделения Союза композиторов РФ, Заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения, профессор. Композитор родился и вырос в Баку, основы его профессионального мастерства формировались в Бакинской консерватории в классе выдающегося мастера — Кара Караева, который, в свою очередь, был учеником великого Шостаковича. Но в полной мере дарование Гуревича раскрылось в Екатеринбурге – городе, ставшем для него второй родиной. Именно здесь его творчество, переросшее региональные рамки, получило общественное признание. Вот уже более сорока лет профессор Гуревич ведёт в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского класс оркестровки. В нём тайны оркестра постигали нынешние профессора этого учебного заведения – Л. П. Синявская, Л. А. Серебрякова, Т. И. Калужникова, Е. А. Рубаха, М. А. Басок; а так же Народный артист России, организатор и многолетний руководитель знаменитого театра «Новая опера», выдающийся дирижёр Евгений Колобов и большинство композиторов – выпускников консерватории. Композитор Гуревич взыскателен к своему творчеству. Его сочинения, как правило, немногословны, органичны по форме, отличаются безупречным вкусом. Они отмечены тщательностью отбора интонационного материала, экономией выразительных средств и при этом благодарны для исполнителей. Его перу принадлежат: Симфония (1963), «Симфонический дифирамб» (1973), лирическая сюита «Образы детства» (1980), «Приветственная увертюра» (1998), смфоническая сюита «Эвансиана» (2004); вокально-инструментальные произведения (кантата «Суровый край свободы» - 1986, коллаж-сюита «Сердце Шопена»- 1988, «Зовы любви» - 2001); концерты для солирующих инструментов с оркестром (для скрипки – 1967; для фагота – 1986; «Пасторальный концерт» для валторны – 1988; концерт для трубы «Аллюзии» - 1992); Симфониетта для оркестра народных инструментов (1986); камерно-инструментальные произведения (Струнный квартет – 1961-1968; «Клезмер-фантазия» - 2000-2002). География исполнений произведений Гуревича весьма представительна. Только за последние годы крупные сочинения композитора звучали в Ярославле («Пасторальный концерт» для валторны с оркестром), Нижнем Новгороде («Вальс-элегия» для оркестра народных инструментов), Казани («Клезмер-фантазия» для скрипки и камерного оркестра), Москве (Струнный квартет in D). В 1997 году Гуревич получил престижную награду — Третью премию на Международном конкурсе композиций для фортепианных дуэтов в Токио.

_____________________________________________________

Жемчужников Александр Валерьевич, композитор [род. в 1975 г.]

Большое влияние на творчество композитора оказывает казахский и русский фольклор. Как результат, в сочинениях во главу поставлена мелодия. Которая является не частым "гостем" в современной музыке. Среди сочинений: диптих для альт-саксофона с оркестром "Заир", "Чингисхан" для симфонического оркестра, "Шинель", опера по повести Н.В.Гоголя, "Хармс-реквием" для голоса и фортепиано и многое.

_____________________________________________________

Забегин Игорь Владиславович, композитор [род. в 1944 г.]

Разнообразие звукописи и колорита, лаконизм и выразительность интонации, скрытый мелодизм всей фактуры – таким предстает стиль автора в сочинениях поры его творческой зрелости. Его произведениям присущ драматизм "чувства жизни" и концепций, "прикрытый" разными "экранами остранения", эмоциональная глубина, но вместе с тем сдержанность и интеллектуализм высказывания.

_____________________________________________________

Зетель Исаак Зусманович, музыковед [род. в 1925 г.]
с 1992 г. проживает за рубежом

_____________________________________________________

Золтс Петр Петрович, композитор [1892-1987]
Тюмень

_____________________________________________________

Иванчук Наталья Николаевна, музыковед [род. в 1968 г.]

Окончила Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского (1992). Вице-президент по культуре российско-польского общества «Полярос» в Екатеринбурге. Организатор и ведущая Польской музыкальной гостиной (с 1998 г.). Автор свыше 100 музыкально-критических статей и научных публикаций, в том числе о творчестве композиторов Урала. Автор монографии о старейшем композиторе Урала, Народной артистке России Кларе Кацман («Личность, судьба, музыка. Мир композитора Клары Кацман в воспоминаниях, диалогах, размышлениях».- Екатеринбург, 2006). Автор сборника “Kwiatecki, wianecki”, в котором представлены обработки польских народных песен.

_____________________________________________________

Казенин Владислав Игоревич, композитор [род. в 1937 г.]
с 1968 г. проживает в Москве

С 1990 года В.И. Казенин возглавляет Союз композиторов России. Он является членом комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям РФ в области литературы и искусства - председателем комиссии по музыке и хореографии (1990), членом Коллегии Министерства культуры РФ (1990) и Совета при Президенте РФ по культуре и искусству (1996). В.И. Казенин - Народный артист России (1996), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1986), медалью "За трудовое отличие" (1976), медалью имени А.В. Александрова (1988), почетным знаком "За культурное шефство над Вооруженными Силами СССР" (1975). Автор оперетт, мюзиклов, вокальных циклов, музыки к спектаклям драматического театра и кинофильмам. В творческом багаже В.И. Казенина - сочинения для оркестра (увертюры, сюиты, поэма, оратория "Ради жизни на Земле"); сольные произведения для фортепиано (цикл прелюдий, три сонаты, пять эскизов, сюита "Пушкин", этюды, токката), камерные ансамбли с фортепиано (соната для альта и фортепиано, пьесы для скрипки и фортепиано, диалоги для виолончели и фортепиано), "Музыка флейты", "Разговоры - споры - сплетни" для дуэта блок-флейт и др.). Для музыки композитора характерно сочетание современного стиля с русским национальным колоритом, в ней ощутимы традиции И. Стравинского, С. Прокофьева. Особое место в творчестве В.И. Казенина занимает образ Родины. Его привлекают поэзия, картины и образы родного Урала (цикл романсов "Лирическая тетрадь" на стихи уральских поэтов, музыка к документальным и научно-популярным фильмам об Урале - "Уральские были", "Человек из легенды" и др.), суровая, но живописная природа Дальнего Востока и Сибири (песни "Енисей", "Залив Терпения", "Дорога на Тюмень" и др.). Неповторимым своеобразием северной природы и встречами с людьми этого края навеян цикл "Шаги по планете" на стихи Л. Смирнова. С юбилеем выдающегося литературного памятника русской культуры связан вокальный цикл композитора "Воспоминание о "Слове о полку Игореве"" на стихи Л. Васильевой, который обращен к бедам и печалям войны.

_____________________________________________________

Калужникова Татьяна Ивановна, музыковед [род. в 1946 г.]

Доктор искусствоведения (2005), профессор кафедры теории музыки УГК, руководитель кабинета народной музыки УГК. Автор многочисленных научных публикаций о фольклоре и русской профессиональной музыке, музыкально-критических статей о композиторах Урала в журналах "Советская музыка", "Музыкальная жизнь", "Российская провинция", в местной печати. Автор монографии «Акустический текст ребенка» (Екатеринбург, 2005), книги «Улей, полный звенящих пчел» (Екатеринбург, 2007). Участник международных, всесоюзных, республиканских и региональных конференций (Москва, Ленинград – Санкт-Петербург, Воронеж, Пермь, Екатеринбург и др.), Лауреат премии губернатора Свердловской области, стипендиат Министерства культуры Свердловской области (2008).

_____________________________________________________

Кацман Клара Абрамовна, композитор [1916-2006]

ародная артистка России (1991), Заслуженный деятель искусств России, Лауреат премии Губернатора Свердловской области за выдающийся вклад в развитие культуры и искусства (2000). Окончила Ленинградскую консерваторию по классу композиции у Д. Шостаковича (1941). Автор 10 опер («Северное сияние» - 1941; «Непокоренные» - 1944; «Хождение по мукам» - 1948; «Половодье» - 1962; «Любава» - 1967; «Мальчиш-кабальчиш» - 1969; «Рыцарская баллада» - 1971; «Заветная песня» - 1979; «Сон о белых горах» - 1984; «Сестры мои» - 1985; музыкальных комедий («Марк Береговик» - 1955; «Любовь бывает разная» - 1957); балета «Каслинский павильон (1967): двух симфоний (1946, 1987): концертов для фагота (1986), скрипки и альта (1988), трубы (1990) с оркестром; кантат «Родина» (1944), «Урал-богатырь» (1945), «Свет уходящих звезд» (1988).

_____________________________________________________

Кесарева Маргарита Александровна, композитор [род. в 1936 г.]

Если самобытность счесть одним из определяющих качеств художника, то М.Кесарева отмечена этим сполна. Она – композитор уральской не только по месту проживания, но и по самой сути мироощущения и творчества – по "географии души". Музыка Кесаревой как одна большая поэма. Ее герои – личности сильные, неординарные, с высоким строем чувств – многими чертами близки самому автору, в мироощущении которого органично слились архаично-фольклорное и сегодняшнее слышание жизни. Разные "главы" есть в музыкальной поэме М.Кесаревой. Но все они объединены приверженностью к слову и глубинными связями с фольклорными истоками.

_____________________________________________________

Кичанов Евгений Павлович, композитор [1926-1981]
Березники

_____________________________________________________

Кобекин Владимир Александрович, композитор [род. в 1947 г.]

Сугубо современные по интонационному строю произведения Кобекина отличает мелодическая выразительность и пластичность, присутствие неизъяснимо-проникновенного начала, которое составляет лирическую суть праосновы музыки как искусства. <...> Идея ограничения выразительных средств представляет творчество композитора в русле минимализма – направления, активно развивающегося в мировом музыкальном искусстве последних десятилетий. Однако кобекинский минимализм – это полнозвучный мир, покоряющий всеохватностью и богатством образов. В сочинениях Кобекина данного направления самобытно отражается интерес композитора к религиозным сюжетам, к жанрам духовной музыки, демонстрируется широта осмысления вопроса.

_____________________________________________________

Комарова Татьяна Викторовна, композитор [род. в 1954 г.]

Т.Комарова одной из первых среди композиторов на Урале в 1990 году начала работать в жанре электроакустической музыки. Сейчас Т.Комарова руководит Студией электроакустической музыки при консерватории, создает электронные композиции, которые, как и ее наиболее значительные сочинения, выполненные акустическими средствами, привлекают своей поэтической образностью, мелодичностью, изысканностью средств, лаконизмом и стройностью формы, особым ощущением звукового пространства и времени.

_____________________________________________________

Красильщикова Анна Геннадьевна [22.03.1978]

Выпускница кафедры композиции Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского (2002 г., класс А. Н. Нименского). За годы учебы ею написан ряд музыкальных произведений, в числе которых Фортепианный квинтет (в 4-х частях), «Осенние листья» для смешанного хора без сопровождения (ст. А.Блока), Концерт для фортепиано с оркестром (в 3-х частях). За последнее произведение она была удостоена Первой премии в номинации «Композиция» на Девятом Международном молодежном фестивале-конкурсе (Болгария, сентябрь 2004 г.). После окончания консерватории А. Красильщикова ведет педагогическую работу в Детской школе искусств № 1. Для детского музыкального коллектива этой школы она написала музыкальную сказку «Людвиг, Тута и другие», постановка которой была отмечена Дипломом лауреата на Областном конкурсе детских театральных коллективов «Надежда Урала» (март 2004 г.). В 2005 году к 100-летию Д.Д.Шостаковича А. Красильщиковой написано сочинение «DSCH» для камерного ансамбля. В сентябре 2006 г. А. Красильщикова завоевала Диплом на Международном конкурсе композиторов на лучшее симфоническое произведение для детей «Петя и Волк – 2006», объявленном Свердловской государственной филармонией, за произведение «Нехитрая история о маленьком Людвиге».

_____________________________________________________

Лаптев Валентин Александрович, композитор [1921-1994]

Доверительность и естественность высказывания абсолютно во всех жанрах – от песни до развернутого инструментального сочинения, – такова характерная примета художественного почерка Лаптева. "Направленность музыки на самого широкого слушателя" для него служила отражением внутреннего убеждения о назначении искусства в жизни, утверждением своей эстетической позиции, его личных представлений о " нормальном режиме взаимодействия" композитора и публики.

_____________________________________________________

Левит Владимир Аврельевич, композитор [род. в 1934 г.]
с начала 1990-х гг. проживает за рубежом

_____________________________________________________

Марченко Оксана Геннадиевна, музыковед [род. 20.12.1971]

Выпускница Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова по специальности «музыковедение». Автор более 50 публикаций разных жанров в центральной и местной печати. В сфере научных интересов Марченко О.Г. находится музыкальная культура Урала: творчество Л.Гуревича, М.Кесаревой, Е.Гиммельфарба, М.Баска, В.Барыкина, Е.Самариной, Е.Перевалова.

_____________________________________________________

Мезрина Вера Михайловна, музыковед [род. в 1927 г.]
с 1993 г. проживает за рубежом

_____________________________________________________

Моралев Олег Аркадьевич, композитор [род. в 1922 г.]
с 1968 г. проживает в Саратове

_____________________________________________________

Мотов Анатолий Павлович, композитор [род. в 1939 г.]

_____________________________________________________

Мугинштейн Михаил Лейбович, музыковед [род. в 1949 г.]

_____________________________________________________

Никольская Любовь Борисовна, композитор [1909-1994]

Композитор, педагог и музыкальный ученый Л.Б.Никольская связала свою жизнь с Уралом уже в зрелом возрасте. Много творческих сил отдала она не только сочинению, но и воспитанию нескольких поколений уральских композиторов и исполнителей, созданию музыковедческих работ, отражающих местную тему. <...> Совершенно особая тема – композитор Л.Б.Никольская и дети. Вплоть до сегодняшнего дня ее сочинения постоянно включаются в учебный и концертный репертуар музыкальных школ и училищ. <...> Нельзя не вспомнить и о том, что Никольская в совершенстве владела четырьмя языками [фрацузским, немецким, украинским, польским], обладала литературным даром.

_____________________________________________________

Нименский Анатолий Николаевич, композитор [род. в 1950 г.]

"Понятность" [в лучшем смысле этого слова] в более ранних произведениях композитора у некоторых даже вызывала мнение, что его музыку можно совместить с определенным "видеорядом". <...> С первых творческих шагов А.Нименский как свою принял одну из самых очевидных традиций отечественной музыки – постоянный интерес к фольклору как живому источнику современной художественной идеи. <...> Среди недавних сочинений А.Н.Нименского центральным, пожалуй, является концерт для струнного оркестра "Канты", концентрирующий в себе многие принципиальные черты стиля композитора. Первое впечатление – яркость, увлекательность и серьезность музыки, ощущение многомерности. <...> Есть такой словесный штамп: "кристаллизация замысла". По отношению к творчеству А.Нименского он применим в своем буквальном, физическом смысле. Длинноты и пустоты в его манере исключены.

_____________________________________________________

Ниренбург Олег Яковлевич, композитор [1928-1993]

"Музыка, на мой взгляд, являясь одной из самых поэтических форм общения, имеет своей задачей объединение и сплочение людей на основе идеалов, составляющих сущность гуманизма как мировоззрения. Для меня этот взгляд является своего рода программой и лежит в основе таких вопросов: как, зачем и о чем писать. Некоторые композиторы и музыкальные критики считаеют, что современная музыка [вернее, некоторая часть ее], построенная на шумовых эффектах, крикливая, дребезжащая, режущая слух, является отражением нашей эпохи с ее экономическими потрясениями и вихрями политических страстей. Это неверно. В действительности такая музыка отражает лишь худшие стороны нашего времени. Она отражает лишь суетное, мелкое и бесперспективное, она вызывает отрицательные эмоции и пробуждает разрушительные силы."

_____________________________________________________

Пайбердин Олег Вячеславович, композитор [род. в 1971 г.]

В музыке Олега Пайбердина привлекает органичность и чистота письма, эмоциональная насыщенность, пластичность и незаданность формы. Язык простой, но при этом никакого трафарета, ничего не делается по инерции или в силу привычки, всё прослушано и заново выверено слухом, поэтому звучит очень свежо. Много диатоники, но это не архаичная тональность, а модальность. В новой диатонике писать трудно, приходится идти по лезвию бритвы, чтобы не потерять остроту и напряженность звучания. О.Пайбердину это удается.

_____________________________________________________

Патраманский Сергей Петрович, композитор [род. в 1964 г.]
с 2003 г. проживает в Петербурге

____________________________________________________

Певзнер Борис Ильич, музыковед [1910-1980]

_____________________________________________________

Перевалов Евгений Викторович, композитор [род. в 1970 г.]

_____________________________________________________

Пестов Владимир Тимофеевич, композитор [1933-1994]

В.Т.Пестов – композитор-песенник. Пестовым написаны произведения для фагота, баяна, вокальные сочинения. Однако самым излюбленным жанром на протяжении всей его жизни оставалась песня: ведь песен в творческом наследии уральского автора насчитывается свыше двухсот. Стремясь сделать массовую песню [особенно ту, что вбирает в себя черты уральского фольклора] достоянием самого широкого круга слушателей и исполнителей, В.Т.Пестов организоует музыкальный клуб "Играй гармонь" при ДК железнодорожников города Свердловска-Екатеринбурга. Пестов разработал ряд сборников методических рекомендаций для самодеятельных музыкантов.

_____________________________________________________

Попович Арсений Николаевич, композитор [род. в 1942 г.]

Творчество А.Н.Поповича неразрывно связано с его личностью, характером, отношением к жизни. Каждое его произведение – будь то симфония или хоровая поэма, мультфильм или джазовая пьеса: во всем слышится серьезный, скрупулезный подход к выбору как материала, так и средств выразительности. Какой бы ни был избран жанр, всегда чувствуется суровость и лаконичность высказывания, строгость и "чистота стиля", глубина, необычайная нежность и доброта, свойственные автору, а также и особый "поповический" юмор. <...> Музыка Арсения Поповича заставляет думать, размышлять, спорить.

_____________________________________________________

Проскуряков Авенир Владимирович, музыковед [род. в 1925 г.]
Тюмень

_____________________________________________________

Пузей Николай Михайлович, композитор [1915-2000]

Есть немного людей, чей "микрокосм" абсолютно созвучен их "макрокосму", – краю, где они родились и выросли. Именно таков Н.М.Пузей. Всякая попытка определить его человеческий облик в категориях официальной лексики ["ведущий", "выдающийся" и др.] чревата опасностью не только впасть в трюизмы, но и не сказать самого главного, существенного. <...> Музыкальные впечатления от уральского горнозаводского музыкального быта, полученные еще в детстве, обусловили тяготение композитора к фольклорным истокам. Пузей принадлежит к числу музыкантов, осваивающих народное искусство не по песенным сборникам или фонозаписям, а в его живом бытовании. <...> Какой бы ни была конкретная тема того или иного произведения Пузея, все его творчество глубоко лирично и по тому строю чувств, который в нем запечатлен, и по своему стилю. Одно из наиболее привлекательных ее качеств – богатейший мелодизм, восходящий, с одной стороны, к народно-песенным истокам, с другой – воплощпющий характерную для современного музыкального мышления тенденцию к линеарности. Мелос наполняет всю фактуру в сочинениях Пузея, сообщая им свободу и органичность в развертывании музыкальной мысли.

_____________________________________________________

Родыгин Евгений Павлович, композитор [род. в 1925 г.]

Есть композиторы, сохраняющие на многие годы, а иногда и на всю жизнь, стойкую приверженность к какому-нибудь одному направлению в музыке. В их числе Е.В.Родыгин, вот уже более полувека тесно связанный творческой судьбой со своим излюбленным жанром – песней. Как и многие лучшие песни отечественных авторов, произведения Родыгина тесно переплелись с жизнью современников, повествуя об их многотрудных дорогах, заветных мечтах. Однако, все-таки, слушая родыгинские мелодии, не собьешься, не спутаешь с другими. <...> "Есть песни, рассчитанные на разовое впечатление, на "мимолетное" настроение. Я же с детства полюбил красоту мелодии и русской народной песни, и городского романса, и музыки духовых оркестров... Все мелодическое я впитывал в себя и к этой мелодичности стремился...".

_____________________________________________________

Самарина Елена Николаевна, композитор [род. в 1955 г.]

У Е.Самариной особых раздумий на этот счет не было: сочинять музыку для нее – абсолютно естественное занятие. Своим же обликом и характером она разрушает некий стереотип женщины-творца: непременно сильная воля, мужской склад ума, непростой нрав, самоуглубленность... Е.Самарина необыкновенно женственна, легка в общении, открыта, а потому порой беззащитна. На первый взгляд она производит впечатление вполне благополучного человека, и лишь музыка, созданная ею, скажет о серьезной внутренней жизни, позволит догадаться о пройденном и пережитом...

_____________________________________________________

Серебрякова Любовь Алексеевна, музыковед [род. в 1947 г.]

Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Дома-музея П.И.Чайковского в Клину, доцент, зав. кафедрой социально-гуманитарных наук УГК. Участник международных конференций, симпозиумов, фестивалей [Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Брегенц – Австрия, Фрайбург и Локкум – Германия]. Член СТД России.

_____________________________________________________

 

Смирнов Михаил Дмитриевич, композитор [1929-2006]
Челябинск

_____________________________________________________

Сиротин Сергей Иванович, композитор [род. в 1941 г.]

Затрагивая вечные темы, музыка С.Сиротина привлекает необычайной теплотой, естественностью, поэтому она удивительно легко воспринимается любой аудиторией. Такая проблема, как невостребованность, весьма типичная для многих современных авторов, кажется, не знакома композитору. Яркое мелодическое дарование, профессиональное владение различными музыкальными средствами – от симфонического оркестра до электронно-компьютерной техники, а также многогранность творческой деятельности, снискали композитору заслуженное признание и успех. <...> Характерной особенностью творческого почерка С.Сиротина является мелодизм, музыкальное произведение для него немыслимо без ярких, запоминающихся тем. Это способ мышления, к которому более всего тяготеет его композиторская природа, это эстетическая позиция, наконец, это своеобразное убеждение, исповедуемое им в течение всей творческой жизни.

_____________________________________________________

Сокольская Жанна Абрамовна, музыковед [род. в 1932 г.]

Кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный деятель искусств России, преподаватель кафедры теории и истории музыки УрГПУ, доцент кафедры современной русской литературы УрГПУ, доцент кафедры культурологии УрГПУ. Член президиума музыкального общества Свердловской области, внештатный корреспондент музыкального вещания Свердловского радио и телевидения, автор и ведущая радиопередач [свыше 500] в циклах: " Композиторы Урала", "Свердловск музыкальный вчера и сегодня", авторской программы "Музыка вокруг нас". Участник и организатор ряда международных, всесоюзных, республиканских и региональных конференций и фестивалей [Москва, Екатеринбург, Новосибирск, Тбилиси, Ярославль, Казань, Саратов, Самара и др.]. Автор свыше 300 научных и музыкально-критических статей в центральной и местной печати. Организатор, художественный руководитель, ведущая музыкального клуба "Камерата".

_____________________________________________________

Сорокин Михаил Иванович, композитор [род. в 1948 г.]

Надо отметить, что техника композиции в сочинениях Сорокина достаточно традиционна. Художнические поиски композитора направлены, прежде всего, на разработку новых для него тем и образов. Большое внимание Сорокин уделяет поиску новых колористических эффектов, необычных тембровых сочетаний в инструментовке. <...> Как считает Сорокин, композитору очень важно найти "своих" испонителей, что чрезвычайно трудно. <...> " Каждую ноту я должен пропустить через себя. А она прежде всего проверяется в общении со слушателями. И здесь главный критерий – искренность."

_____________________________________________________

Суворов Дмитрий Владимирович, композитор [род. в 1960 г.]

Для Суворова обычно наиболее привлекательными всегда являлись две сферы творчества. Первая – крупные симфонически произведения [прежде всего концерты разного типа], где композитору удается сочетать генделевско-моцартовские традиции и элементы техники композиции музыки XX века [алеаторика, сонористические эффекты, "полипластовость"]. Вторая – сочинения, предназначенные для театра: балет, мюзикл, музыкально-драматическая композиция. Иногда эти линии перекрещиваются и тогда образуется сплав, в результате которого музыкальные темы инструментальных сочинений становятся одновременно и героями комедии или своеобразной "оркестровой инсценировки" литературного источника.

_____________________________________________________

Табачник Лариса Наумовна, композитор [род. в 1948 г.]
Асбест

Радостное приятие бытия – вот эмоциональная доминанта ее творчества, преимущественно связанного со словом, движением, жестом. <...> В настоящее время "возраст души" все заметнее стал влиять на эмоциональную температуру ее музыки. Все чаще в ней звучат мотивы философских размышлений о смысле жизни. Однако порой, как и прежде, в эти настроения вторгаются юмор и смех.

_____________________________________________________

Топорков Геральд Николаевич, композитор [1928-1994]

Соприкасаясь с сочинениями Г.Топоркова, ставшими уже уральской классикой, понимаешь, что музыка эта не выдумана, не "высижена" в тиши кабинета, а создана как искреннее излияние из глубины сердца. Такие сочинения могли появитсья у художника, испытавшего с самого раннего детства необоримое стремление мыслить и высказываться звуками как самым естественным образом. Хотя в профессиональную музыку Топорков пришел довольно поздно, однако, вероятно, как и Глинка, будущий выдающийся симфонист Урала, почувствовав с раннего возраста влечение к музыке как "единственную и пламенную страсть", мог бы о себе сказать: "музыка – душа моя".

_____________________________________________________

Трамбицкий Виктор Николаевич, композитор [1895-1970]

художественное мировоззрение Трамбицкого сформировалось в первые десятилетия XX века в контексте идей эпохи, предшествовавшей Октябрьской социалистической революции. Он ценил в искусстве идейную значительность замысла, глубину, благородство чувств и мыслей. Высокие этико-нравственные идеалы, которые композитор воспевал в своем творчестве, были присущи и его личности. Создание образов современников, л итературных и исторических героев, которые бы заставили сопереживать воплощенному в операх, камерных и симфонических произведениях, – так можно определить главную цель творческих устремлений Трамбицкого. Индивидуальная система выразительных средств, выработанная Трамбицким, придавала своеобразие и неповторимость его почерку, отражавшему многогранность его дарования, – талант живописца, наличие цветного слуха. По словам Ю.Тюлина, музыкальный стиль Трамбицкого "чужд нарочитого оригинальничания и в то же время свободен от оков изжитого академизма, которые нередко стесняют полет фантазии композиторов старшего поколения".

_____________________________________________________

Трапезников Владислав Георгиевич, композитор [род. в 1940 г.]
Нижний Тагил

Оглядываясь на творческую жизнь Трапезникова, можно заметить, что его композиторская деятельность почти постоянно переплетается то с участием в хоре, то с руководством вокальными ансамблями, то с инструментальным исполнительством. <...> Творчество В.Трапезникова – одна из заметных страниц в музыкальной культуре Нижнего Тагила. Его произведения звучат в авторских концертах композитора, в программах фестивалей " Тагильская весна" на сценах музыкального училища, детских музыкальных школ, театров города.

_____________________________________________________

Фомина Нина Владимировна, музыковед [род. в 1945 г.]

_____________________________________________________

Фридлендер Александр Григорьевич, композитор [1906-1990]

А.Г.Фридлендер – видный композитор, профессор, музыкально-общественный деятель. В течение многих лет он был дирижером симфонического оркестра Свердловской филармонии. Работая в тесном контакте с М.И.Паверманом – основателем оркестра, А.Г.Фридлендер в немалой степени способствовал росту авторитета этого коллектива в стране. <...> Фридлендер осуществил живую связь между культурной средой Свердловска и художественным миром Петербурга-Петрограда-Ленинграда, в котором происходило музыкальное становление композитора. <...> Это был музыкант строгого и изысканного художественного вкуса. Его суждения по профессиональным вопросам отличались прямотой и бескомпромиссностью. <...> А.Г.Фридлендер был одним из тех, кто стоял у истоков музыкальной культуры Урала и своей многогранной деятельностью способствовал созданию ее прочного фундамента.

_____________________________________________________

Фролов Маркиан Петрович, композитор [1892-1944]

С именем М.П.Фролова – уральского композитора старшего поколения – неразрывно связаны многие стороны развития музыкальной культуры Урала в 30-е годы. Широко образованный музыкант, автор целого ряда значительных произведений разных жанров, М.П.Фролов свое творчество неизменно сочетал с энергичной общественно-музыкальной деятельностью. Он был одним из организаторов и первым ректором Уральской консерватории, первым директором Свердловской филармонии, первым председателем Свердловского отделения Союза композиторов, воспитателем целой плеяды известных уральских композиторов.

_____________________________________________________

Хлопков Николай Михайлович, композитор [1908-1986]

Его произведения, будь то "высокие жанры" [симфония, оратория, квартет] или простая песня, пронизаны естественным, почвенным мелодизмом, заставляют ощутить органичную связь с народными истоками. Являясь замечательным знатоком современной музыкальной техники, Хлопков, тем не менее, не стремится безоглядно следовать ее канонам. Такова принципиальная позиция Хлопкова – художника XX века.

_____________________________________________________

Штелманис Оливер Карлович, композитор [1928-1994]

_____________________________________________________

Щекалев Евгений Степанович, композитор [род. в 1945 г.]

Евгений Степанович Щекалёв - Заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов России. Композитор успешно работает в самых разнообразных музыкальных жанрах. Он автор симфоний, камерно-инструментальной музыки, произведений для хоров, музыкальных и драматических театров, популярных песен. Евгений Щекалёв - лауреат различных теле и радиоконкурсов, губернаторской премии, Всероссийского конкурса "Победа" и телефестивалей "Песня Года". Его песни и хоровые произведения включают в свой репертуар многие известные исполнители. Они звучат по заявкам радиослушателей и на телевидении.

_____________________________________________________

Щекалева Юлия Евгеньевна [род. 29.08.1976г.]

Выпускница Уральской государственной консерватории (2003 г., класс Н.М. Пузея). Стипендиат Министерства культуры Свердловской области и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Автор оркестровых, хоровых и камерных произведений, исполнявшихся в г. Екатеринбурге. Основные произведения: «Эскиз» для оркестра (1995); «Северная легенда» для фортепиано с оркестром (2000); Вариации для струнного оркестра (2001); Соната для фортепиано (1998); «Шорохи и крики» для струнного квартета (1999); Прелюдии для фортепиано (2001); «Триптих» на слова Н. Рубцова (1996); Рождественская кантата (2000); Детские хоры на слова И. Бунина (2003) и Ю. Мориц (2004).

_____________________________________________________

Щелоков Вячеслав Иванович, композитор [1904-1975]

Сочинения В.И.Щелокова – одного из ведущих композиторов Урала, широко известны в нашей стране. В его творческом наследии – программные симфонические поэмы, сочинения для трубы, виолончели, кларнета и форепиано, музыка к спектаклям, песни. При всем разнообразии художественных интересов композитора ведущую линию в его творчестве прочертила стойкая привязанность к любимому инструменту – трубе. С совершенной определенностью можно сказать, что в мировом музыкальном искусстве не было и нет композитора, который бы так значительно обогатил репертуар для трубы сольными и концертными сочинениями, как это удалось В.И.Щелокову. <...> Щелоков не скупился на проявление чувств. Его музыка лишена холодноватого интеллектуализма, рассудочности. <...> Ему удалось создать сочинения, где угадывается безбрежность просторов земли русской, свежесть ее ветров, неповторимое сочетание суровой мужественности, волевого напора и светлого лиризма.

_____________________________________________________

Якушева Татьяна Юрьевна [16.05.1969]

Выпускница кафедры композиции Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского (2002 г., класс А. Н. Нименского). Член Союза композиторов с 2004 года.

Теги: состав уральского отделения, владимир кобекин, леонид гуревич, олег пайбердин, ольга викторова, владислав казенин, композиторы урала, музыковеды урала,
читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ