Из истории музыкального фестиваля «Европа-Азия»

Европа-Азия Первые международные музыкальные контакты завязались на фестивале японской и татарской музыки в марте 1992 года. Имел он успех необычайный, настолько все было непривычным и эпатажным. Концепция фестиваля основывалась на открытии нового слышания и нового видения в мировой музыкальной культуре.  Участниками этого фестиваля были Ютака Такахаси – лауреат многочисленных конкурсов по композиции, создатель значительных симфонических и камерных произведений. Тейдзо Мацамура – профессор композиции Токийского университета изящных искусств и музыки, один из ведущих современных композиторов Японии, Аяко Муракумо – мастер оркестровых и хоровых партитур. Масааки Хаякава – композитор и дирижер, профессор университета в Хиросиме, Син Сато – лауреат международных фестивалей, автор симфонических и оперных сочинений, Юникадзу Судзуки – автор симфонической и инструментальной музыки, Харуко Накадзима – автор хоровых композиций и музыки для японских национальных  инструментов.

Программа японской музыки включала концерты фольклорной, симфонической и камерной музыки. В современной японской культуре синтезированы интересные художественные явления, связанные с восточноазиатской эстетикой народного искусства и  художественными достоинствами классической и современной европейской музыки.

Слушатели впервые увидели и услышали уникальные экзотические японские национальные инструменты: щипковый инструмент из рода гуслей – кото и бамбуковую флейту – сякухати. Замечательные мастера игры на народных инструментах Мотоко и Тацуми Ёсиоко познакомили нас с древнейшими самобытными мелодиями, звучавшими некогда в храмах, императорских дворцах, а также сопровождавшие сценическое действо в театрах Но и Кабуки. К примеру, Тацуми Ёсиоко исполнил эпический напев «Коку» (Беззаветность), прозвучавший впервые 700 лет назад в Стране Восходящего солнца. Эта редкая музыка погружала нас в атмосферу просветления и одухотворенности. Она открывала нам своеобразие национального характера японцев с их склонностью к философскому размышлению, «погружению   в себя» и постоянному духовному самосовершенствованию.

Богатейшее содержание заложено в профессиональной музыке японских композиторов. Человек и Вселенная, его взаимоотношения с природой, жизнь человека в современном обществе,  наполненном противоречиями и социальными конфликтами. Тайна человеческой души, любовь, жизнь и судьба – примерно так можно обрисовать круг тем симфонических и камерных сочинений японских авторов, прозвучавших в концертах фестиваля.

Судьба человека и связь его с космосом раскрываются в широкомасштабной симфонии «Карма» Ю. Такахаси.  В 1990 году она была признана лучшим симфоническим произведением японских авторов. Содержание симфонии высказано предельно жестким музыкальным языком, форсированной  динамикой звучания, плотной оркестровой тканью и масштабными формами, вызывающими в сознании категории Времени и Пространства. Постепенно эмоциональное напряжение в музыке достигает предельного уровня возможностей и оказывает сильнейшее психологическое воздействие на слушателя.

Яркое и колоритное сочинение выделилось в афише симфонических концертов. Это «Путешествие в прошлое» А. Муракумы, созданное в 1990 году. Эта музыка может стать прекрасной основой для национального балета: настолько зримы и осязаемы образы и сюжетные перипетии. В процессе развертывания музыкальной ткани как бы проявляются чудные краски на шелковом панно японских живописцев и оживают сюжеты японского национального эпоса и драматических преданий.

С большим интересом казанские слушатели ознакомились с творчеством Мацумуры. У него оригинальное манера письма. «В свое время Мацумура был одним из оппозиционеров по отношению к додекафонии, которая была ведущей идеологией композиторов Японии. Через увлечение Равелем и Стравинским он пришел к новому осмыслению музыкальных традиций азиатских культур» (из буклета фестиваля). И, я бы сказала, к осмыслению новаторскому и оригинальному, что подтвердилось в его Первом фортепианном концерте, блестяще исполненном лауреатом международного конкурса Игорем Гирфановым. По идейному замыслу, приемам развития музыкального материала и масштабности – это целая симфония, перекликающаяся своим содержанием с симфонией «Карма» Ю. Такахаси.

Ключевым произведением в концерте камерной музыки стал «Реквием Санти» для сякухати и струнного оркестра Масааки Хаякавы. «Реквием» посвящен известным трагическим событиям в Хиросиме и Нагасаки и является эмоционально-звуковым предостережением человечеству перед лицом новых войн и потрясений. Все необычно в этом сочинении. Образная атмосфера психологической прострации, неожиданное  сочетание тембра народного инструмента сякухати с классическим   составом струнного оркестра; ладовый национальный колорит со скользящим,  нетемперированным строем в союзе с додекафонной техникой композиторского письма.

В симфонических концертах наряду с японской звучала и татарская музыка. Многие известные сочинения композиторов Татарстана прозвучали по-новому, ярко и многокрасочно. К примеру, Концерт для оркестра «Джиен» Ш. Шарифуллина, Первый концерт для фортепиано с оркестром А. Миргородского, Концерт для скрипки с оркестром Ф. Ахметова и другие произведения.

Фестиваль японской и татарской музыки подтвердил высокое мастерство исполнительских сил артистов Татарстана. Прежде всего, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Камерный оркестр, Струнный квартет Казанской консерватории, фортепианный квинтет и наши замечательные певцы З. Сунгатуллина, И. Шакиров, Н. Путилин, Г. Ибушев, М. Галеев, благодаря которым фестиваль прошел на столичном уровне и привлек к себе внимание самой широкой аудитории поклонников новой музыки.

18 октября 1993 года открылся I Международный фестиваль камерной музыки «Европа-Азия». Концепцию фестиваля определил Председатель Союза композиторов РТ Р.Ф. Калимуллина. «Сейчас принято проводить шоу-фестивали. Молодежь прекрасно ориентируется в поп и рок-музыке. А новая современная камерная музыка редко звучит в концертных залах, трудно достать и записи сочинений. Современному человеку необходима разная музыка и на любой вкус. У молодежи смещены духовные ориентиры, мы должны помочь  ей  познать многообразие современного искусства. Тяга к новой серьезной музыке сильна среди интеллигенции. На Западе считается престижным посещение концертов современной музыки. Мы надеемся, что наш фестиваль представит возможность публике открыть для себя новые миры современной музыки, и Казань будет по праву считаться культурным музыкальным центром со своими традициями».             

Кто же они, зарубежные авторы, чья музыка звучала на фестивале? Чой Вен-чунг (США) – директор Центра современной музыки Колумбийского университета, ученик Эдгара Вареза, обладатель многих премий, среди которых награда Фонда Кусевицкого. Димитри Терзакис (Германия) – уроженец Афин, автор так называемой «византийской музыки», родственной музыке христианской церкви в ее античном звучании. Эрнст Лотар фон Кнорр (Германия, 1896-1976) – один из крупнейших музыкантов Германии, глава Академии музыки  и театра в Ганновере. Тристан Мюрай (Франция) – ученик Оливье Мессиана, один из немногих, кому по окончании консерватории была вручена Римская премия. Пристрастен к эксперименту, часто использует синтезатор и компьютер. Оригинальны названия его сочинений: «За стеной звука», «Территория забвения», «Видения запретного города», «Атланты».

К этому же экспериментальному творческому направлению примыкают Якоб Тер Вельдхайс (Нидерланды), Кайя Саариахо (Финляндия) и Виолетта Динеску (Германия). Виолетта в творчестве использует художественные возможности разных видов искусств, выступает со статьями по вопросам взаимодействия тембра и гармонии в музыке, исследует «интеллект» компьютера. Об этом говорят ее сочинения «Нимфа» для струнного квартета и электронных инструментов, «Тайный сад» - для магнитофона, Дуэт для клавира и магнитофона.

Николь Кариньян (Канада) – окончила Монреальский университет по классу композиции и сейчас преподает композицию в Индонезийской академии музыки в Джакарте. Композитор Митцуру Асака, Япония Мицуру Асака (Япония) получил образование на музыкальном факультете Токийского  университета изящных искусств, он – член Всеяпонского совета связи композиторов и сам активно участвовал в реализации идеи Международного фестиваля в Казани. Его симфоническое творчество посвящено глобальным темам философского значения, они отражены в симфонии «Окинава» и «Индонезийской фантазии».

На стыке музыки и театра, в жанре так называемого инструментального театра создана любопытная композиция украинки Кармеллы Цепколенко «Игра в карты». В этом сочинении проявилась тенденция к взаимодействию различных видов искусств, характерная и для других ее работ: «Концерта-драмы» для фортепиано с оркестром, «Поминальной симфонии» и концертной пьесы для брассквинтета «Вий».

Широко была представлена в концертах фестиваля музыки композиторов Татарстана всех поколений. Прозвучали произведения двадцати авторов, в том числе Р. Яхина, А. Бакирова, А. Монасыпова,

Б. Мулюкова,  Ф. Ахметова, Р. Еникеева, А. Луппова, Л. Любовского, Л. Блинова, А. Миргородского, А. Руденко. Были показаны старые и новые сочинения. Звучала традиционная тональная  музыка. Ее сменяла музыка авангарда и суперсовременные опусы. В ряде произведений татарских и японских композиторов гибко переплетались западноевропейские и восточные традиции. Ярким примером тому явились «Булгарские напевы» Шамиля Шарифуллина, «Легенда» Рашида Калимуллина и «Пентаккордия №2» Анатолия Луппова. Отрадно было сознавать, что казанская школа композиции не отстает от зарубежной, а кое-где и превосходит ее по художественному результату. Творчество композиторов Татарстана многомерно, каждый из авторов индивидуален, здесь нет «общего лица», как это было ощутимо в музыке немецких и голландских коллег. Хотя, конечно, и у наших авторов были посредственные работы.

Постепенно за годы своего существования фестиваль стал престижным мировым форумом и занял достойное место в художественной панораме нашей республики. Евразийский контекст фестиваля привлекает к нему внимание мировой музыкальной общественности.  

«Европа-Азия» проводилась с интервалом в два-три года и нередко собирала признанных во всем мире композиторов. В афишу фестиваля прошлых лет включались произведения таких мэтров авангарда , как О. Мессиан, Э. Варез, Э. Кнорр, Т. Мюрай и другие. «Zyklus» для соло ударника Карлхайнца Штокхаузена из Германии украсил VIII Международный фестиваль современной музыки «Европа-Азия» Ритмы мира: из глубины веков – в будущее» (19-22 октября, Казань, 2007).  Музыкальное современное искусство, как кино, театр и живопись, не может эволюционировать в вакууме, в замкнутом пространстве нет почвы для прорастания новых идей, свежих впечатлений. Художник должен знать, что происходит в мире, в какую сторону идет развитие музыкальной мысли, какая техника письма превалирует, что закладывается на перспективу и будет актуальным для завтрашнего слушателя. Профессиональный  статус композиторской организаций Татарстана также способствует международным контактам и процессу глобализации на творческом уровне. Учредителями VIII фестиваля стали Министерство культуры Республики Татарстана, Союз композиторов Республики Татарстан и Центр современной музыки Софии Губайдуллиной.

Какая музыка была представлена на фестивале? Это сочинения авторов дальнего и ближнего зарубежья – Индии, Японии, Китая, США, Великобритании, Швейцарии, Германии, Италии, Франции, Греции. Вызвала ли интерес новая музыка? Вызвала, и, в основном, у молодежи, которой присуще острое чувство современности. Полных залов на концертах современной музыки вы не встретите: эта музыка сложна для понимания в силу своей экспериментальности и оригинальных  «изысков». Время идет вперед, классические приемы музыкального  развития давно ушли в прошлое, XXI век аккумулирует современные направления академической музыки, поставангарда, этноджаза и неофольклорных традиций. Все это «переварить» непросвещенному слушателю весьма сложно. И все же, чем больше слушаешь современную музыку, тем интереснее и ближе она становится.

На фестивале были представлены разные континенты и новые музыкальные миры. Древние самобытные пласты китайской, японской, индийской и арабской музыки превалировали в произведениях «Китайские картинки» Исанг Юна (Китай), инструментальной сюите «Прощание с весной» Тадао Саваи (Япония), в традиционных раги (Индия).Дикшет Анил, Индия А также в сочинении Карло Даминикони (Италия), обратившегося к колоритной арабской музыке в сюите для гитары «Каюм-баба», на основе древнего восточного предания о нравственных  ценностях общества. «Оригинал» для ударных Хоратиу Радулеску, живущего в Швейцарии, выстроен на ритуальных танцевальных ритмах древнего известного рода, проживавшего некогда на севере Румынии.

Отдельные «шедевры» были сочинены как технический эксперимент в музыке, далекий от какой-либо содержательной идеи. В этом русле восприняты мною «Ось для четырех» для квартета саксофонистов Эрнеста Папье (Франция), «Во времена войны» для ударных Жерарда Цинстага (Швейцария), фортепианная музыка Алишера Латиф-Заде (Туркмения). Были и откровенно слабые по художественному и техническому уровню произведения Д. Притскера (США), Я. Кэнгё (Япония), Д. Спаниса (США-Греция), И. Феделе (Италия).

Музыка композиторов Татарстана внесла свои штрихи в художественный облик международного фестиваля. Его открытие совпало с творческим вечером юбиляра Рашида Калимуллина – идейного вдохновителя форума «Европа-Азия». Звучала современная неординарная музыка Рашида Калимуллина, обладающая собственным  стилем и современным почерком письма. Автор много ездит по миру, общается с прогрессивными музыкантами, впитывает музыку разных континентов- в результате получается сплав увиденного нового и исконного национального. Это слышно в Фантазии №2 для экзотических инструментов, «Ночном лесе», «Гавайях» («Звуки леса») для камерного оркестра, «Утро в Стамбуле» для фортепиано, для квартета саксофонов «В поезде Франкфурт-Люксембург», Фантазии для ударных инструментов. Брендом  композитора стало тончайшее по звукописи сочинение «Видение Пальмиры», исполнявшееся в Европе, Азии и Америке. Художественная интуиция автора воссоздала загадочные картины древнесирийской цивилизации с некрополем, живописными храмами и античными статуями. Индивидуальность композитора состоит в переосмыслении художественных традиций родного национального искусства и музыки Востока в целом. «Путь к Востоку» раскрывается в большинстве опусов автора с его поиском новой акустики, тембровых новаций, изысканных неуловимых художественных образов, окутанных магией волшебства.

Программу фестиваля украсили и другие не менее талантливые авторы Татарстана. Видение древних египетских пирамид снизошло на слушателей в «Загадочном сфинксе» Анатолия Луппова. Сложный современный стиль хорового письма освоила Луиза Хайрутдинова в «Зимних пейзажах». Новыми сонорными эффектами пронизаны Соната для виброфона и ударных Л. Любовского, «Обращение» для флейты, аккордеона и ударных Р. Хакимова, «Танцы на песке» для трубы и ударных Ю. Бекбулатовой. Осмысление прошлого через творчество Глинки, Мусоргского, Чайковского представлено в фортепианных реминисценциях Л. Блинова.

На фестивале «Европа-Азия» мы услышали  редкие экзотические инструменты: индийские ударные, свистульки, табла и пахабиджи, диджериду из Австралии, диковинные  раковины из Гонконга, духовой инструмент хулуси из Китая и кото из Японии. Непривычные для европейского уха инструменты несли в наше сознание древние магические обрядовые ритмы, как это было в традиционной индийской музыке «Талы», в «Звуках дутара» для фортепиано Я. Якишевой из Туркмении, в восточной медитации ритма в Сюите для кото Тадао Саваи (Япония).

Многокрасочный тембровый эффект композиторы достигали от наложения акустических инструментов на электронные, - так чудодействовал исполнитель из Германии Влад  Быстров в ряде уникальных композиции – «Китайских картинках» И. Юна, Фантазии для кларнета Р. Калимуллина.

Новая музыка попала в достойные руки. Исполнительский уровень  фестиваля «Европа-Азия» был высочайшим. Достаточно назвать коллективы – квартет саксофонистов «Xasax» под управлением Пьера Стефана Меже (Франция), перкуссионисты мирового масштаба Мирче Арделеану (Швейцария), Шри Радж Шиам Шарма (Индия), Ансамбль ударных инструментов Фрайбургского университета под управлением Б.  Вульффа, саксофонист Влад Быстров (Германия), пианистка Марал Якшиева (Туркмения). Музыканты Татарстана воспринимались ничуть не хуже заморских. Это наш знаменитый камерный оркестр «La Primavera» (художественный руководитель – Рустем Абязов), инструментальное трио:  В. Порфирьева  (флейта), А. Семикин (фортепиано), С. Крылов (ударные), а также замечательные солисты А. Бегутов (гитара), А. Попов и В. Еремеев (аккордеон), В. Захаров (флейта), О. Мороз (скрипка), А. Мухаметшин (кларнет), С. И Н. Крыловы, М. Красничкин (ударные), А. Фролов-Меньшиков (труба).

Р.Калимуллин играет на диджериду. Фестиваль Европа-Азия Были и музыкальные сюрпризы. На авторском концерте Рашида Калимуллина обнаружились недюжинные исполнительские возможности автора. Он покорил публику артистическим темпераментом в Фантазии импровизацией на саксофоне, подаренном юбиляру немецкими друзьями. Р. Калимуллин выступил в роли шамана на африканском ударном инструменте конги, солировал на диджериду и свирелях с немецкими гостями в Фантазии для экзотических духовых инструментов.

«EUROPE-ASIA 2007» объединила Фантази традиции разных континентов и культур народов мира. Фестиваль с течением времени стал престижным форумом, объединяющим в культурном центре России – Казани лучших представителей мировой музыкальной общественности.

На некоторых фестивалях проводилось обсуждение новой музыки композиторами, критиками и исполнителями. Одну из таких дискуссий описывает корреспондент «Вечерней  Казани» И. Плотникова: «Говоря о работах молодых сочинителей на VIII Международном фестивале современной музыки, композитор Лоренц Блинов отметил, что ему не хватило интриги, куража в развитии музыкальной мысли. Его коллеги пошли еще дальше, обвинив молодых композиторов в отсутствии стержня произведения – дескать, все эпатажно, колоритно, но непонятно, что же автор этим хотел сказать. Виновата в этом, по мнению критиков, глобализация – которая и в музыке стирает индивидуальные черты, национальные особенности, традиции.

Гость из Германии, в прошлом россиянин Влад Быстров заявил, что главный минус российской музыкальной школы – это отсутствие факультетов современной музыки, и рассказал о  Центре электронной музыки в Люнебурге, где собраны все аналоговые синтезаторы мира, оборудованы современные студии, и всего за 20 евро любой музыкант и педагог может работать в стенах центра целый день. (Плотникова И. Спорная музыка: Европа плюс Азия // Вечерняя Казань, 2007, 23 октября)


X Международный фестиваль Новой музыки состоялся 21-23 октября 2011 года.

Концепция данного фестиваля инициировала расширение культурного пространства Татарстана в мире. Зарубежную программу представляли авторы США, Австралии, Японии, Германии, Франции, Бельгии, Греции, Болгарии, Израиля. Ближнее зарубежье представили казахиГульжан Аманжол Гульжан и Бахтияр Аманжол. Бахтияр основал лабораторию электронных технологий и возглавил творческую группу музыкантов «Айдан» для воплощения современных идей и экспериментов в области электронной музыки.  Гульжан (дочь композитора) - автор камерной музыки, солистка Оркестра казахских национальных инструментов им. Курмангазы. Среди авангардной музыки, представленной такими авторами, как Роберт Полок (США), София Губайдуллина (Германия), Юрий Каспаров (Россия), Стефан Вермеерш (Бельгия), Кейс Веринга (Голландия), Констанция Гоурци (Греция-Германия), Бенджамин Атэир (Франция), Димитрис Марагопулос (Греция)  сочинения казахских авторов были обращены к истокам родной мелодической культуры, к классическим кюям Махамбета. Экзотические звучания инструментов  жетыгена, сазсырная, шанкобыза, примы - кобыза внесли неповторимый тембровый аромат и сразу же заворожили зал красочным оркестровым колоритом.

В современной музыке X фестиваля высветилась интересная тенденция. Поставангард нащупывает точки соприкосновения с различными мелодическими национальными культурами, в большей степени, с испанской, латиноамериканской, афроамериканской. Подобное сочетание мы услышали у австралийского автора Томми Эммануэля в сочинении для гитары ис струнного оркестра «Охота», а также французского композитора Мориса Оана в «Тиенто» для гитары, где современный стиль оригинально переплетаются с фольклорными мелодическими признаками испанской культуры. Милен Панайотов Яркого художественного результата достигает имя Милен Панайотов из Болгарии в «Музыке для струнных». Оставаясь верным современным композиционным течениям, Милен возрождает древний славянский мелос, нетемперированные звучания, терпкий строй духовых и струнно-щипковых национальных инструментов гадулки, кавала и тамбура. В результате восстанавливается связь времен прошлого с настоящим как калейдоскоп новых впечатлений во время путешествий воспринимается Концерт  для гитары и оркестром Рашида Калимуллина. Насыщенный колоритными румыно-хорватскими, западно-украинскими мотивами огненными ритмами испанских танцев в исполнении музыканта-виртуоза из Черногории Г. Кривокапича.

Поставангардные течения в чистом виде давно изжили себя, авангард в наши дня называют тусовочным авангардом. По мнению композиторов, прошедших длительный путь увлечения данной техникой, в его развитии нет прогресса. «На нынешним этапе авангард отжил свой век, превратился в исторический состоявшийся культурный феномен. Потому и далее идти по этому пути крайне непродуктивно. Хотя по нему продолжают идти, но в результате приходят к искусственным вещам – инсталляция электронным генерациям. Я остаюсь в пределах музыки», утверждает композитор Валентин Сильвестров. (Лунина А. Композитор – маленькая планета.-Киев, 2013.-С.573.)

X Международный фестиваль «Европа-Азия» представил широкую палитру возможностей композиторов Татарстана, особенно молодых. Вот их имена: Радик Салимов, Эльмир Низамов, Юлия Бекбулатова, Елена Анисимова, Эльмира Галимова и др. Это даровитые авторы. Каждый из них ищет свою манеру письма, отдавая  предпочтение той или иной композиторской технике, включая сложную языковую технику письма для высказывания авторских мыслей. Наиболее удачные камерные произведения молодых на X фестивале, на мой взгляд, «Dixi» для струнного квартета и баяна Э. Низамова, «Фольктроника» Р. Салимова, «911» для скрипки и фортепиано Ю. Бекбулатовой, «Spring Dance» для струнного оркестра и баяна Е. Анисимовой.

«Европа-Азия-2013» позиционировалась как Международный фестиваль новой музыки, посвященный его 20-летию. За этот период столица Татарстана стала одним из центров современной музыки России. Знаменательно проведение фестиваля в год XXVII Всемирной летней Универсиады в Казани.

Высокую значимость «Европы-Азии» определяют композиторы, музыковеды, исполнители России и зарубежных стран.

Александр Соколов «Международный фестиваль новой музыки «Европа Азия» вот уже 20 лет встречает у себя талантливых исполнителей из разных городов России и всего мира, которые приезжают сюда, чтобы обменяться творческим опытом, окунуться в волшебную атмосферу музыки разных стран и континентов. Музыка – объединяющее начало, которое сближает людей очень разных культур, мировоззрений и вероисповеданий. На языке музыки мы можем общаться друг с другом без языковых барьеров, от сердца к сердцу. Замечательно, что этот праздник дает российской музыкальной молодежи и уникальную возможность показать свою новую музыку, познакомиться с интересными исполнителями, укрепить культурные связи. (Александр Соколов, ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, заслуженный деятель искусств России, профессор). 

«Спустя 20 лет после основания фестиваль «Европа-Азия» по-прежнему остается красочным, интересным праздником с оригинальной программой, в рамках которой  мы можем услышать музыку со всего мира. Фестиваль является примером того, как музыка может служить мостом между деятелями искусств с разных концов земного шара, объединять людей с различными представлениями об эстетики и принадлежащих к различным культурным условиям. Ваш фестиваль объединяет народы!» (Жан-Люк Дарбеляй, композитор, Швейцария.)

Иван Ергиев, Украина «В ряду музыкальных форумов с мировым именем Международный фестиваль новой музыки «Европа-Азия» занимает особое место. Генеральные идеи проекта фестиваля как «моста культуры»  между востоком и западом, принесла свои плоды: фестиваль знают во всем мире как международный музыкальный саммит – встречу на высшем уровне выдающихся имен: композиторов, исполнителей, музыковедов, общественных деятелей. Такие имена, как Сергей Беринский, Виолетта Динеско, Всеволод Задерацкий, Энвер Измайлов, Пьер-Стефан Меже, Мишель Маранг, Юрий Каспаров и др., будучи представленными на фестивале явились не только посланцами своих национальных культур, но и миссионерами Мира искусства.» (Иван Ергиев, профессор, зав. кафедрой народных инструментов Одесской национальной музыкальной академии им. А.В.Неждановой).

«С большой теплотой вспоминаю свое участие на фестивале «Европа-Азия-2004» от пребывания в Казань. Вы делаете великое дело – создаете среду, в которой может выжить современное искусство». (Александр Бакши, композитор, лауреат Государственной премии России). (Из программы XI Международного фестиваля новой музыки «Европа-Азия» 5-7 апреля 2013 г., Казань).

XI фестиваль имел особый культурно-политический смысл заключающийся в сближении музыкальных культур тюркского мира.

Гость фестиваля композитор Игорь Воробьев (Санкт-Петербург) и художественный руководитель фестиваля композитор Рашид Калимуллин По своим художественным достоинствам юбилейный фестиваль – один из самых интересных. Его красочную палитру оживило музыка авторов из Вьетнама, Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, Азербайджана, Японии и Китая. А композиторы из Швеции, Швейцарии, США, Украины и ряд российских авторов, как и прежде, остались верны  модерновым устремлениям. Это В. Варела, К. Ренквист (Швеция), Ю. Виттенбах, М. Келлер (Швейцария), Есаммет (США), Л. Самодаева (Украина), К. Уманский (Россия).

В творчестве постмодернистов наблюдается явный отход от чисто технологических процессов к миру внутренних эмоциональных состояний, а музыка все более обретает человеческий духовный облик. Это невозможно без прорыва к мелодии и запоминающейся интонации.

Стоит назвать наиболее интересные работы в эстетике авангарда: «Манас-сонато» М. Бегалиева, «Фрески и витражи» для баяна и струнного оркестра К. Уманского (Россия) в манере письма С. Губайдуллиной, Симфония №4 Р. Калимуллина, не изменяющего своему методу гибко переходить от сложной пространственной звуковой конструкции к ясной чистой национальной монодии «Татарстан»; «Спираль для маринбы» Э. Саммета (США), ассоциирующейся с  сиянием космоса; два трио для 4 бонгов, литавр и малого барабана О. Баллоса (Венгрия) с четкой конструктивной драматургией; «Ритмическая фуга» для ударных инструментов И. Байтиряка (Татарстан).

Обратимся к симфонии для флейты, кларнета, струнного квартета и фортепиано «Архипелаг» Игоря Воробьева – директора Международного фестиваля искусств от «Авангарда до наших дней» (Санкт-Петербург). Это маленький шедевр в области современной камерной музыки, исполненный оркестром «Новая музыка» (дирижер – Анна Гулишамбарова). В сочинении, названном скромно, как маленькая симфония, поднимаются глобальные темы наших дней, включая философское осмысление всеобщей картины мира.

Автор смешивает разные композиторские техники и стили, ождая при этом удивительные о своей энергии музыкальные темы, к примеру, основная партия у флейты в начале композиции и чудная по красоте мелодия в скрипке в лирическом разделе.

Близкий смысловой вектор присутствует и в других фестивальных сочинениях – Симфонии №4 Рашида Калимуллина, Сифониетте Анатолия Луппова, в симфонической картине «Последняя метель» Шамиля Тимербулатова (Татарстан), «Кыргызской  сюите» Муратбека Бегалиева. Настроения тревоги, безысходности, поиска из тупика косвенно связаны с кризисными явлениями современного общества, с усложнившейся политической обстановкой в мире и постоянной нестабильностью нашей жизни.

В последние годы на фестивалях «Европа-Азия» сузился формат восприятия академической музыки. В этом виновны, отчасти, процессы глобализации, ведущие к размыванию национальной самобытности этносов, государств, культур и цивилизаций. Вторая причина связана с тем, что нынешние авангардные опусы чрезмерно усложнены компьютерными технологиями, им присущ структурный хаос. Это искусство без живой души, эмоциональных потрясений и естественных мелодий.

Организаторы фестиваля предприняли верный тактический ход, значительно расширив географию в сторону тюркского сообщества. Самой колоритной и почвенной оказалось музыка вьетнамских, туркменских, казахских, узбекских, киргизских и азербайджанских друзей. Они привезли в Казань достойные яркие сочинения, написанные «сердцем» и неразрывно связанные с родной мелодической культурой.

Композиторы тюркского мира в большинстве своем обходятся без авангардных систем, предпочитая новую жизнь исконно национальным традициям. Исключение составляет виртуозная «Манас-соната» для скрипки и фортепиано талантливого киргизского композитора Муратбека Бегалиева. В юбилейных концертах звучала народная и профессиональная музыка. Ближе всех к народным традициям стояли вьетнамские авторы, поразившие наш слух диковинными тембрами национальных инструментов дан бау (монохорд), трынга (кселофон из бамбука), там тхап лука (разновидность цимбал) композиторы Вьетнама успешно используют их на ряду с классическими инструментами в камерной музыке. До Хонг Куан (Председатель Ассоциации музыкантов Вьетнама) создал «Воспоминание» для дан бау и струнного оркестра, До локк – «Возвращение в высокогорье» для трынга и т.д. Звучание их необычайно колоритно, авторская музыка часто воспринимается как народная.

Дуэт Рахат из Туркменистана Ровшен Непесов (фортепиано) и Сердар Хайдаров (туйдук) в Доме Дружбы народов РТ 6 апреля 2013 г. Высочайшего исполнительского уровня дуэт «Рахат» очаровал публику исполнением фольклорных мелодий и профессиональной туркменской музыки. Импровизатор на туйдуке и дутаре Сердар Хайдаров и пианист Ровшен Непесоф выступили одновременно  в двух лицах автора и исполнителя.

Подобный синтез двух творческих начал проявился и у представителей Азербайджана. На фестиваль  приехал Секретарь Союза композиторов Азербайджана, известный плодовитый композитор, продемонстрировавший мастерство тариста в авторской пьесе для тара и фортепиано. Приз зрительских симпатий достался уникальной кеманчистке, студентке Азербайджанской Национальной консерватории Медине Шахгялдиевой, с блеском исполнившей старинные импровизационные мугамы и современную авторскую музыку: «Лирическая» для кеманчи и фортепиано С. Фараджева, «Тарантелла» С. Аскерова, «Каприччио» Д. Дадашова др. сочинения. Современную трактовку получает богатое инструментальное искусство ашугов в оркестровой сюите С. Фараджева «Сцены из народного празднества»

Ансамбль Сазген на Гала-концерте фестиваля в ГБКЗ им.С.Сайдашева 7 апреля 2013 г. В фольклорном и профессиональном ключе было показано самобытное искусство казахских гостей, покоривших публику мастерством солистов фольклорно-этнографического ансамбля «Сазген». Терпкие созвучия кобыза, домбры, сазсырная и шанкобыза воссоздавали атмосферу импровизационного концертного исполнения праздничных и лиро-эпических кюев, составляющих гордость традиционного устного профессионального творчества казахского народа.

Высокие достижения в профессиональном музыкальном творчестве были показаны председателям Союза композиторов Казахстана Балнур Кыдырбек в сочинении «Актау сарыны» в исполнении камерного оркестра «La Primavera» (дирижер Р. Абязов).

Композитор Рустам Абдуллаев и певец Рахим Мирзакамалов из Узбекистана Делигацию из Узбекистана возглавил Председатель Союза композиторов, автор опер, балетов, симфоний, камерной и вокальной музыки Рустам Абдуллаев. Его оркестровое виртуозное сочинение «Лазги» на огненных ритмах лезгинки и других национальных танцев – одно из мастерских и свежих сочинений фестиваля. В стиле оперного речитатива решен вокальный цикл этого же автора на стихи японских поэтов «Плач Херасима», воспринимаемый как философское осмысление мировой трагедии.

Таким образом, гости показали высокий класс мастерства и профессионализма. Качественную новую музыку доверили музыкантам-виртуозам из Татарстана и приезжим исполнителям, некоторые имена которых мы называли.

На достойном уровне прозвучала музыка композиторов Татарстана старшего, среднего и молодого поколений, обозначив широкую панораму творческих направлений, композиторских техники неповторимых стилей. Союз композиторов РТ объединяет авторов разных национальностей, у каждого из них полная свобода выбора темы, содержания сочинения,  техники письма, стиля и средств музыкальной выразительности. На юбилейном фестивале слушатели познакомились с оркестровыми произведениями, инструментальными миниатюрами и вокальной лирикой татарстанских авторов. Казанская композиторская школа известна в России и по праву считается высокой по уровню мастерства.

По мысли Директора фестиваля «Два дня и две ночи новой музыки» К. Цепколенко, фестиваль «Европа-Азия» занимает особое место среди музыкальных фестивалей. Инновации фестивальных программ, презентации произведений современных композиторов в исполнении лучших российских и зарубежных музыкантов ставят этот форум в один ряд с известными европейскими музыкальными фестивалями.

Стремление к родству наций, религий, языковых и музыкальных традиций стран Востока и Запада составляет сверхзадачу фестиваля новой музыки в будущем. 

М.П. Файзулаева, 

    Заслуженный деятель искусств России и Татарстана

Теги: европа-азия, рашид калимуллин, казань, муратбек бегалиев, рустам абдуллаев, дуэт рахат,
читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ