От авангарда до наших дней. Продолжение 2

С 15 по 21 марта 2013 году в Петербурге прошел фестиваль «От авангарда до наших дней. Продолжение 2». Фестиваль был основан в 1992 году двумя петербургскими композиторами, Игорем Рогалевым и Игорем Воробьевым, и в течение двадцати лет он носил название «От авангарда до наших дней».

Николай Рославец

Одной из главных его задач было пропагандировать забытое музыкальное наследие русских композиторов 1910-1920х годов, таких как Николай Рославец, Александр Мосолов, Иосиф Шиллингер, Гавриил Попов. Эту задачу организаторы фестиваля органично сочетали с их стремлением исполнять музыку своих современников, как из России, так и из других стран ближнего и дальнего зарубежья. Таким образом, на фестивале каждый год звучала музыка русских, европейских и американских композиторов начала ХХ века и нашего времени. Как правило, каждый год было исполнено одно крупномасштабное симфоническое сочинение композитора начала ХХ века. Среди них можно назвать симфоническую поэму Иосифа Шиллингера «Октябрь», Первая симфония Гавриила Попова, «Предварительное действо» Скрябина, завершенное Александром Немтиным, кантата «Октябрь» Николая Рославца, опера Александра Мосолова «Плотина», опера Шенберга «Счастливая рука» и другие произведения. Попутно, на концертах камерной музыки исполнялись произведения Хиндемита, Бартока, Мессиана, Берга, Шостаковича, Прокофьева, Рославца, Мосолова, Лурье Обухова, Вышнеградского, Георгия Римского-Корсакова. В то же самое время фестиваль представлял музыку и современных композиторов России и других стран. Были проведены авторские концерты Георгия Свиридова, Валерия Гаврилина, Валентина Сильвестрова, Гии Канчели, Александра Кнайфеля, Бориса Тищенко, Сергея Слонимского, Кшиштофа Пендерецкого и др., а также творческая встреча с Владимиром Мартыновым. Среди сочинений петербургских композиторов, звучавших на фестивале, можно назвать «Stabat Mater» Игоря Воробьева для хора и ансамбля, музыку Игоря Рогалева, Динары Мазитовой, Леонида Резетдинова, Сергея Осколкова и других. На фестивале регулярно представлялась платформа и московским композиторам, и посетители фестиваля знакомились с творчеством Александра Вустина, Кирилла Уманского, Фараджа Караева, Виктора Екимовского. Было представлена музыка и композиторов других городов России, в том числе Ольги Викторовой из Екатеринбурга, Елены Попляновой из Челябинска, Михаила Фуксмана из Ростова-на-Дону, Рашида Калимуллина и Юлии Бекбулатовой из Казани, Сергея Полозова из Саратова, а также авторов из ближнего зарубежья. Среди последних особенно выделилось исполнение «Реквиема» Алемдара Караманова, а также произведения Вазы Азарашвили и Александра Арутюняна. Литовские композиторы Мариус Баранаускас и Раминта Шеркшните приезжали на фестиваль, и их музыка была там исполнена. Регулярно фестиваль посещали музыканты из других стран, и на концертах звучала музыка таких композиторов как Микка Каллио из Финляндии, Джозеф Персон и Лора Камински из США, Никлас Шмидт и Питер Хелмс из Дании, а также композиторы из Великобритании, Норвегии, Германии, Швейцарии. Часто приезжали музыканты из Москвы, такие как, например, пианист Михаил Дубов и ансамбль ХХ ВЕК, руководимый Марией Ходиной. Концерты проходили на разных площадках, в том числе, в Малом зале Филармонии, в Шереметевском дворце, в Доме композиторов, в Камерном зале Петербургской консерватории. Ежегодно в рамках фестиваля проходил концерт электронной музыки, который организовывали Александр Харьковский и Софья Левковская. Там звучали сочинения Анатолия Королева, Федора Софронова, Станислава Крейчи, Александра Немтина, Альбины Стояновой, а также Александра Харьковского и Софьи Левковской – в первую очередь, талантливых композиторов электронных произведений.

Два года назад организаторы фестивали подумывали о том, чтобы завершить фестиваль, считая, что его время уже исчерпалось. Однако потом они решили его продолжить в другой форме, дав ему новое название, и слегка изменив его концепцию так, чтобы включать в его программу музыку композиторов-классиков. В результате у фестиваля было модифицировано название, и он стал называться: «От авангарда до наших дней. Продолжение». Помимо того, у каждого фестиваля в его новом формате появилась ежегодная специальная тема. Если первый фестиваль, прошедший в 2012 году, носил подзаголовок «Стихия воды», то второй фестиваль в этом году прошел под девизом «Стихия огня». Основной формат фестиваля сохранился, но в нем теперь стала звучать и музыка классико-романтического репертуара, органично сочетающаяся с современными сочинениями.

Игорь Воробьев Первый день фестиваля представил слушателям фестивалю сенсационную премьеру знаменитой футуристической русской оперы Михаила Матюшина «Победа над солнцем». Исполнение происходило в Атриуме Главного штаба, рядом с Дворцовой площадью, и предшествовало ему открытие художественной выставки к столетию премьеры футуристической оперы «Победа над солнцем», где были представлены копии эскизов Матюшина к музыке оперы «Победа над солнцем». К сожалению, музыка Матюшина почти не сохранилась, помимо нескольких коротких фрагментов, поэтому восемь современных композиторов написали музыку на соответствующие фрагменты из либретто Алексея Крученых, в результате чего появилось коллективное музыкальное произведение. Помимо использования оставшихся уцелевших фрагментов музыки Матюшина, свой вклад в воссоздание концепции оперы в ее музыкальном обличии вложили Игорь Рогалев, Игорь Воробьев, Леонид Резетдинов, Сергей Полозов, Антон Танонов, Динара Мазитова, Артур Зобнин, Элина Лебедзе. В постановке оперы принимали участие режиссер-постановщик Софья Сираканян, помощник режиссера Элина Амромина, балетмейстер Илья Устьянцев, концертмейстеры Юлия Грехова и Анна Петрова и видеохудожник Александр Малышев. Исполняли оперу певцы: Ольга Георгиева, Александр Кулинкович, Сергей Березкин, Даниил Капусто, Алексей Кротов, Александр Бородин, Юрий Заряднов, Евгений Серзин, Дарья Филимонова, Эдуард Драгунов; Фольклорный ансамбль под управлением хормейстера Евгении Редьковой с солистками Анной Винсковской и Динарой Кобелевой; артисты балета Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, мужской хор и оркестр Капеллы «Таврическая» под управлением художественного руководителя Михаила Голикова с хормейстером Даниилом Капусто и дирижер Михаил Голиков.

Исполнение оперы представляло собой завораживающее магическое действо с явно выраженными архаичными сакральными чертами. Звучание оркестра, пение певцов-солистов и хоров, декламация некоторых из певцов, танцевальные движения на сцене и весьма оригинальные и талантливые сценические решения – все это служило для создания целостного драматического художественно-музыкального произведения. Оно, безусловно, несло в себе черты вдохновенного воспроизведения духа футуристического художественного направления с его органичным сочетанием новизны с обращением к архаике, и в то же самое время перекидывала мосты и в нашу эпоху, органично внося атрибуты стилистики и нашего времени. Несмотря на естественную стилистическую разнородность, исходящую из различных музыкальных направлений авторов, музыка обладала естественной целостной драматургией и органичным развитием, а различие стилистических направлений только придавало эстетическое многообразие и многомерность, которые были вполне уместны для подобного произведения. Складывалось впечатление по целостности музыкального материала в опере, что его сочинил один композитор, а не несколько. То, что восемь композиторов смогли создать такое целостное музыкальное полотно, лишь подтверждает действенную творческую энергию, стоящую за замыслом оперы, ее либретто, а также и за работой постановщика данного исполнения.

Концерт молодых композиторов России и Финляндии, учеников Игоря Рогалева Киимо Парвиайнена и Динары Мазитовой, прошедший на следующий день в Хоровом училище имени Глинки, впечатлил большим количеством талантливых школьников-композиторов. В то же самое время в Малом зале Филармонии прошло открытие выставки художника Василия Шишкина «Лица и судьбы», и была исполнена 4-ая часть его Струнного квартета №3, так как Шишкин также представил свое творчество как композитор.

Вечером того же дня в Камерном зале Санкт-Петербургской консерватории прошел концерт молодых московских и петербургских композиторов в исполнении Петербургского МолОт ансамбля, в котором выступали: флейтистка Ирина Савельева, кларнетист Александр Захаренко, ударник Артемий Знаменский, пианист Алексей Глазков, скрипач Артур Зобнин, альтист Филипп Буин, виолончелист Алексей Говоров и дирижер Иван Демидов. Из всей программы, носящей отпечаток заметной стилистической стандартизации, присутствующей в программах МолОта в разных городах, самыми интересными и талантливыми были сочинения петербургских композиторов Артура Зобнина (Формы II для соло кларнета) и Алексея Глазкова (Tav для камерного ансамбля). Последнее сочинение в особенности отличалось изобретательностью фактуры и яркостью драматургии и характеризовало данного композитора как весьма перспективного в его будущем развитии. На том же концерте прозвучали сочинения 3:1 петербургского композитора Юрия Акбалькана, «Квадрантиды» Алексея Логунова, Phyllotaxis московского композитора Станислава Маковского и Carmina Urbana московского композитора Александра Хубеева.

Традиционно для фестиваля, в Мультимедийном зале Факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета прошел концерт электронной музыки и мультимедии. Весьма тонким и изысканным по своей фактуре прозвучало сочинение литовского композитора Мариуса Баранаускаса Epsilon Bootis для скрипки, фортепиано и электроники в исполнении Артура Зобнина на скрипке и Алексея Глазкова на фортепиано. Смелой по замыслу и выразительно-гротескной по звучанию была пьеса московского композитора Федора Софронова «Гамма-ритм» для баяна и электроники в исполнении баяниста Сергея Чиркова. Алексей Глазков представил достаточно интригующее сочинение для сопрано, двух исполнителей и электроники под названием PSR B1919+21, в котором утонченный фактурный изыск звучания вокала, инструментов и электроники получил достойное драматургическое развитие, несмотря на его протяженность по времени. Сочинение Александра Харьковского “…es ist wie Gras” представляло собой фоническую обработку пения монахов Валаамского монастыря. Как всегда, концерт завершился мультимедийной композицией Леонида Левина «Не ждали» для бас-гитары, голоса и электроники, носящей атрибуты бардовой песни и модифицированным при помощи электронного усилителя чтением стихов, в котором наиболее радостное впечатление произвели звучащие стихи Иннокентия Анненского.

Весьма представительный концерт прошел в Доме композиторов, где публика смогла ознакомиться с творчеством композиторов из Москвы, Киева, Тбилиси, Нижнего Новгорода и Саратова. Тонко и изящно прозвучал «Плач Орфея» для соло виолончели московского автора Марины Воиновой, являющееся частью большего одноименного сочинения для виолончели и фортепиано. Данный фрагмент этого произведения, который возможно исполнять отдельно, представлял одну грань этого контрастного по своей драматургии сочинения – тонких, жалобных пассажей в верхнем регистре виолончели с использованием флажолетов – но автономность звучания там присутствовала. Весьма динамичной и выразительной была «Багатель» Алексея Павлючука из Саратова, в которой четкость и лаконичность формы, подходящей для сочинения с таким названием, сочеталось с насыщенностью красочности и изобразительности, уместных и для более крупных сочинений. Трио для кларнета, скрипки и фортепиано Марины Шмотовой из Москвы представляло богатое разнообразие тембров с контрастным эмоциональным содержанием, сочетающим лиризм с драматизмом. Особенно выделилось в программе сочинение нижегородского композитора Дениса Присяжнюка «Танцующие в пустоте» для скрипки и фортепиано, которое было весьма утонченным и изобретательным по фактуре. Весьма интригующими, каждое по своему, были сочинения двух композиторов из Тбилиси – «Багатель» для скрипки и виолончели и фортепиано Зураба Надареишвили обладало насыщенным драматизмом и юмором, а «Портреты» для струнного квартета Эки Чабашвили было наделено тонкой фактурой, философичным настроением и неоднозначной драматургией. «Недопетой песней барда» для фортепиано киевского композитора Золтана Алмаши было простым и лиричным по звучанию. Квинтет для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано Сергея Пилютикова был динамичным и красочным, и умело использовал контрастные тембровые возможности, заложенные в использованном камерном ансамбле, а «Колыбельная совершеннолетия» Олега Безбородько органично дополнял жанр колыбельной новаторской гармонией и фактурой, тем самым представив лирическое и изысканное сочинение.

В то же самое время в Шереметевском дворце проел концерт, где участвовал финский композитор Микка Каллио, представивший свое сочинение «Утка и курица (Местопод солнцем)» для сопрано, баса, кларнета, фагота, скрипки, виолончели и фортепиано. В программе также звучали Фортепианный квинтет Es-dur Моцарта, «Без солнца» Мусоргского, романсы из цикла «Озарение» Бриттена и Фортепианный квинтет Es-dur Дворжака. Принимали участие в концерте сопрано Виктория Евтодьева и Елена Заставная, бас Алексей Сазонов и пианист Евгений Синайский, скрипач Илья Иофф, альтистка Лидия Коваленко, виолончелист Дмитрий Хрычев, кларнетист Кирилл Телепнев и фаготистка Резеда Абдрахманова.

В Малом зале филармонии прошел концерт московского пианиста Андрея Диева, который представил яркую программу сочинений XIX и ХХ веков, в которой присутствовал гармоничный синтез романтической и модернистской музыки. Пианист предварял исполнение каждого сочинения комментариями, в которых он пробовал развивать заявленную в фестивале ключевую тему «стихии огня». Его исполнение оставило самое благостное впечатление у публики, которая увлеченно аплодировала после исполнения пианистом каждого сочинения. В его программе «У камелька» Чайковского и «Сонет №104 Петрарки» Листа, с их уточенным романтизмом, органично дополняли Поэме «К пламени» Скрябина и частям из «Двадцати взглядов Младенца Иисуса» Мессиана, чьи вдохновенные новаторские гармонии и фактура были блистательно интерпретированы пианистом. Соответственно, лирическая пьеса Ребикова «Вечерние огни» органично сочеталась с «Танцем огня» Мануэля де Фальи в Аранжировке пианиста и, в особенности, с «Фейерверком» Дебюсси, который был исполнен пианистом особенно проникновенно.

Московский ансамбль современной музыки Исполнения Московского ансамбля современной музыки под управлением Виктории Коршуновой прошли на высшем уровне. Из солистов ансамбля участвовали флейтист Иван Бушуев, кларнетист Олег Танцов, скрипач Владислав Песин, виолончелист Олег Ведерников и пианист Михаил Дубов. Ансамбль представил разнообразную программу из сочинений композиторов старшего и младшего поколений, а также классиков музыки ХХ века. На концерте Доме композиторов особенно выделилось исполнение пианистом Михаилом Дубовым известного сочинения «Ярило» Николая Корндорфа, наделенного статичной гармонией, динамичной фактурой и сквозной драматургией, в конце которого включена запись на магнитофонной ленте, а также пьесы Арво Пярта для флейты и фортепиано «Зеркало в зеркало», обладающей минималистической диатонической гармонией и тонким, лирическим настроением. Контрастно по своей стилистке прозвучали «Пять стихотворений Марины Цветаевой» для скрипки соло петербуржского композитора Динары Мазитовой, обладающие лирическим настроем, “Halo” для флейты, кларнета, скрипки и фортепиано Санжара Байтерекова, наделенного жесткой фактурой, и «Далекий свет» для соло бас кларнета известного московского композитора Александра Вустина с его приглушенным звучанием. В исполнении ансамбля прозвучал «Огненный пейзаж» для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано автора этих строк, исполнение которого было осуществлено с мастерством и вкусом.

На заключительном концерте фестиваля, прошедшем в Малом зале Филармонии в первом отделении выступил Московский ансамбль современной музыки с музыкой русских и европейских композиторов, а во втором отделении прозвучал ряд сольных и дуэтных произведении в исполнении разных петербургских музыкантов. Весьма выразительно и колоритно прозвучало сочинение скончавшегося в прошлом году московского композитора Сергея Павленко «В стиле Гогена» для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано, обладающее контрастной инструментальной красочностью и сложной формой и драматургией. Известное сочинение Мессиана «Черный дрозд» для флейты и фортепиано было исполнено флейтистом Иваном Бушуевым и пианистом Михаилом Дубовым с внушительным колоритом. Особенно впечатляющим было сочинение известного французского композитора спектрального направления Жерара Гризе “Talea” для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано, обладающее весьма развитой красочностью тембров, искушенной драматургией и обширной драматургией. Произвело впечатление сочинение Игоря Воробьева «Архипелаг», маленькая симфония для семи инструментов, наделенное контрастностью инструментальной фактуры, сочетающей камерные и симфонические атрибуты, а также симфоническим размахом развития. Следует особенно отметить сыгранность и виртуозность музыкантов в ансамбле.

Второе отделение представляло контрастный набор исполнителей, представивших публике разнообразные сочинения, как классико-романтические, так и из музыки ХХ века. Впечатлило исполнение сопрано Юлией Симоновой и пианисткой Анастасией Рогалевой романсов «Солнце комнату наполнило» Прокофьева и «Окно» Тищенко, а также исполнение виолончелистом Сергеем Словачевским и пианистом Игорем Урьяшем Три пьесы-фантазии Шумана, «Танца огня» Мануэля де Фальи и Adagio из балета «Светлый ручей» Шостаковича в переложении для виолончели и фортепиано. Весьма впечатляющим было исполнение Анастасией Рогалевой и Дмитрием Петровым (составляющими ансамбль «ПетРоДуэт») переложение для двух фортепиано «Поганого пляса Кащея» из «Жар-птицы» Стравинского, а также исполнение Игорем Урьяшем «Гирлянд» и «Темного пламени» Скрябина и «Грозы» Листа. В конце программы сопрано Виктория Заставная и Елена Заставная, Игорь Рогалев и Игорь Урьяш на фортепиано, а также ансамбль «ПетРоДуэт», «Римейк» и «Экспромт-квинтет» устроили «Китч-Концерт», где прозвучали своеобразные попурри на темы известных песен, романсов и тем инструментальных сочинений, и на этой веселой ноте завершился концерт.

Фестиваль «От авангарда до наших дней. Продолжение 2» оставил своих слушателей неравнодушными, представив им разнообразную панораму современных и классических музыкальных произведений, расширив их кругозор и погрузив их в разнообразие пластов современной музыкальной культуры.

Антон Ровнер

Теги: от авангарда до наших дней, игорь воробьев, николай рославец, александр мосолов, леонид резетдинов,
читать комментарии (0)
Пользовательский поиск


БЛОГИ