Ушел из жизни ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ КАНТОР

музыковед, педагог, профессор, Заслуженный деятель искусств России и Республики Татарстан, член Союза композиторов России

Георгий Кантор 7 марта 2013 г. скончался Г. М. Кантор. Произошло это неожиданно. Плохо себя почувствовал, увезли в больницу, и на следующую ночь его сердце не выдержало...

Это тяжёлая потеря для всех, кто его знал, дружил и работал с ним, и, конечно, для его родных и близких людей. Георгий Михайлович был одарённым и светлым человеком.

Блестящий оратор, музыковед, учёный, он внёс большой вклад в изучение музыкальной культуры Республики Татарстан, где он жил и творил долгие годы. Лекции и выступления проф. Кантора перед студентами или слушателями концертного зала покоряли аудиторию, так как речь его была образна, эмоциональна, точна, а артистизм неотразим. 

Г. М. Кантор приехал в Израиль в 1996 г. и вёл активную творческую жизнь. Написал и издал несколько книг, постоянно выступал с лекциями-концертами, принимал участие в мероприятиях объединения земляков из Республики Татарстан.

Предлагаем вашему вниманию воспоминания о Георгии Михайловиче известного казанского журналиста Любови Агеевой:

 

Не стало Георгия Михайловича Кантора

7 марта 2013 года на 83 году жизни в Израиле скончался Георгий Кантор, известный казанский музыковед, летописец культуры нашего города, в прошлом профессор Казанской консерватории.

Некоторое время назад Георгий Михайлович Кантор прислал мне с нарочным свою новую книгу. Я ее прочитала и собиралась сегодня позвонить ему, поблагодарить, еще раз восхититься его умению интересно рассказывать о людях.

Не успела… Как дорогая реликвия остался его автограф – листочек бумаги с моей фамилией «Для Любови Агеевой от Георгия Кантора». Не холодный компьютерный набор, а живой рукописный текст.

Это был человек, общение с которым всегда прибавляло знаний и ума. Мы тесно сотрудничали с ним многие годы. Он был постоянным автором газеты «Вечерняя Казань», консультировал нас по любому вопросу. Потом стал автором газеты «Казанские ведомости». Писал и в другие издания.

В последние два года мы общались по поводу истории казанской музыки времен Назиба Жиганова – я писала книгу о композиторе и не раз ссылалась на Кантора.  Георгий Михайлович познакомился с версткой половины книги и  намеревался выступить ее официальным рецензентом.

Он сам подсчитал написанное за долгую жизнь – 10 книг, около 200 статей, рецензий и заметок. Это кроме методической литературы.

«Я считаю свою журналистско-газетную деятельность чрезвычайно важной в своем профессиональном становлении, в моих обширных связях с журналистами из газет, телевидения и просто «читающей» публикой. Я печатался почти во всех русскоязычных казанских газетах и нередко выступал по телевидении.», – так он подвел итоги в своей последней книге, где читатель найдет полную библиографию написанного Георгием Михайловичем.

Многие годы Георгий Михайлович был педагогом, и у него было много учеников. Он работал на музыкально-педагогическом факультете пединститута, а потом – в Казанской консерватории.

Его знали тысячи людей, которые заполняли по вечерам актовый зал Казанской консерватории и оперный театр. Он стоял у истоков Шаляпинского фестиваля, вместе с редакцией «Вечерней Казани» они с Семеном Гурарием выступали организаторами и популяризаторами фестиваля классической музыки «Вечерняя Казань». В его личном архиве, который Георгий Михайлович сдал в консерваторию в прошлом году, сохранялись документальные свидетельства практически о каждом концерте симфонического оркестра Татарской государственной консерватории. Позднее он напишет книгу о легендарном Натане Рахлине.

Его архив – кладезь информации. Понадобилось несколько часов даже для беглого знакомства. Разрозненные факты и систематизированные сведения, вырезки из газет и журналов, и не только его публикаций… А еще рукописи двух готовых книг. В одной он рассказывает о том, как отражалась в музыкальной критике многообразная жизнь Казани, вторая – это биографический словарь музыкальных деятелей разных времен. Конечно, он хотел все это издать, но не нашел тех, кто даст средства на это.

Как мне кажется, место этого архива – в государственном архивном хранилище, чтобы познакомиться с ним мог любой желающий. Было бы замечательно издать написанные им книги…

Уйдя на заслуженный отдых, Георгий Михайлович сосредоточил свое внимание на издании книг. Исследовательские очерки «Казань – Музыка – ХХ век» он написал к 1000-летию Казани, а свет она увидела только в 2007 году (издательство «Титул-Казань»). За эту книгу Георгий Михайлович в 2008 году получил диплом «Книга года».

«Казанские истории» опубликовали два фрагмента из его книг  – о Петре Медведеве («Музыкальный театр в Казани XIX – начала XX века») и Михаиле Бородае «Казань — Музыка — XX век», известных казанских антрепренерах

Две последние книги издал уже в Израиле: «Жизнь для вечности. Казанские музыканты о Натане Рахлине. Дневники. Статьи. Воспоминания. Письма» (составление, комментарий и общая редакция)  и «Из музыки в жизнь» (статьи, очерки, воспоминания). Они вышли в издательстве Beit Nelly Media, последняя  в 2012 году.

«В этой книге я вспоминаю своих учителей, коллег, друзей, с которыми жизнь связала меня долгими годами совместной работы, дичной дружбы. Мне кажется, что некоторые из них заслуживают благодарной человеческой памяти», – так начинает он предисловие от автора.

Позднее я расскажу о книге «Из музыки в жизнь» подробнее. В ней Георгий Михайлович впервые рассказывает о себе.

Уехав на постоянное жительство в Израиль, он не потерял связи с Казанью. На сайте газеты «Казанские истории» вы найдете два сообщения о культурной жизни Тель-Авива, которые он прислал в «Казанские истории»: о концерте «Жемчужины татарской музыки» и о презентации его книге о Натане Рахлине.

Не раз приезжал в Казань. Работал по временному контракту в консерватории. Читал лекции, встречался со студентами в неформальной обстановке. Я была на одной из его встреч со студентами Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета, где он тепло общался со своими бывшими коллегами.

Последний раз Георгий Кантор открывал 30-й Шаляпинский фестиваль. Театр пригласил его на юбилей фестиваля.

… Любая смерть приносит огорчение. Но когда уходит человек, с которым ты общался многие годы, остается незаживающая рана.

В «Казанских историях» вы найдете немало публикаций Георгия Кантора, много ссылок на его книги. Так что он останется с нами. Но его будет сильно не хватать. И не только мне одной.

Когда говорят «свято место пусто не бывает», это не о таких людях, как Георгий Михайлович Кантор. Такое место заполнить трудно, а иногда просто невозможно.

8 марта я разместила сообщение о кончине Георгия Кантора на своей страничке в сети Facebook. 

А 9 марта сообщение об этом появилось на сайте информационного агентства «Татар-информ».

Любовь АГЕЕВА

Теги: георгий кантор,
читать комментарии (1)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ