Концерт молодых композиторов

3 апреля в зале Союза композиторов республики Татарстан в рамках Международного фестиваля Европа-Азия состоялся концерт молодых композиторов.

Этот концерт собрал множество интересных произведений молодых, но талантливых и подчас смелых композиторов. Каждый из них интересен по-своему, каждый старается занять свою нишу в современной музыке, каждый ищет свой неповторимый авторский стиль. Слушатели смогли окунуться в мир звуков, ритмов, тембров, в мир удивительной музыкальной атмосферы, которую всеми силами постарались воссоздать исполнители. Любовь к музыкальным экспериментам, новаторства, неординарное мышление – все это характеризовало участников концерта.

На концерте прозвучали произведения таких композиторов, как Дмитрия Сундырева, Ильдара Камалова, Марии Черных, Ильсура Вельгаса, Елены Герке, Каролины Храмковой, Ильяса Камала, Ляйсан Абдуллиной. Большую часть мероприятия составили композиции в народном духе, что придавало царящей атмосфере свой неповторимый колорит, ведь народные мотивы во все времена остаются актуальными и не теряют своей прелести. Концертную программу открыла этническая зарисовка для голоса, балалайки и контрабаса композитора Дмитрия Сундырева. Необычное сочетание музыкальных инструментов трактовало и своеобразное нетривиальное музыкальное звучание, что отразилось и в исполнении. Архаичные народные мотивы, вокальные попевки, построенные на распеве одного слога – что-то мистическое ощущалось в этих звуках, мы словно присутствовали при исполнении древнего обряда.

Следующая композиция продолжила этническую волну, захлестнувшую зрителей. Композитор Ильдар Камалов представил свое произведение под названием «Саамский напев» для квартета виолончелей. Музыкальная культура саамов издавна привлекала внимание учёных, этнографов, и, конечно же,  музыкантов. Причиной этого является необычайная музыкальная одарённость народа, создавшего яркое, увлекательное и во многом уникальное музыкальное искусство. И. Камалову удалось в полной мере изобразить «один день из жизни саамской деревни» - а день у саамов оказался бурный и насыщенный. Под эту музыку хотелось пуститься в пляс, настолько она завораживала и увлекала за собой.

Композиция «Фламандские песни» Елены Герке также придется по вкусу любителям музыки разных народов мира. По признанию автора, это произведение обрисовывает состояния, и трансформацию одного состояния в другое. При этом происходит переход от сосредоточенно-грустно-философского состояния к подвижному, танцевальному и бурлящему. Как грусть постепенно переходит в веселье. По прошествии двух контрастных частей можно было пронаблюдать ту самую трансформацию. Первая часть – несколько задумчивая и созерцательная – противопоставлялась второй части, с ее танцевальными и игривыми наигрышами, исполняемыми на блок-флейте.

Народные мотивы прослеживались и в «Скерцо» для струнного квартета Ильяса Камала. Сам композитор признается, что писал музыку от души, не стремясь следовать авангардным и современным течениям. Он стремился создать музыку, которая бы полюбилась, как исполнителям, так и слушателям. Реакция зрителей и аплодисменты подсказали юному композитору, что его замысел удался.

Заключительный номер концерта в прямом смысле унес слушателей в мир удмуртских народных мелодий с их ярким неповторимым национальным колоритом, который органично переплетается с современными авторскими интонациями. Речь идет об обработке удмуртской народной песни «Аргар мед луоз» («Урожай пусть будет») композитора Ляйсан Абдуллиной. Произведение настолько яркое, что, казалось, исполнители совершают настоящий обряд, который принесет осенью славный и богатый урожай.

Ни для кого не секрет, что композиторы черпают вдохновение не только из фольклора или ярких приятных впечатлений, взятых из окружающего мира. Не всегда муза посещает творцов и во время их душевных переживаний. Часто подпиткой для их творчества становятся катастрофы. Ильсур Вельгас и Каролина Храмкова представили свою версию современного музыкального искусства. Ильсур Вельгас нашел вдохновение в печально известных событиях, которые произошли на атомной электростанции Фукусима 11 марта 2011 года. Так появилась на свет «Фукусима-1» - фантазия для контрабаса и фортепиано. Музыкальный материал произведения вобрал в себя элементы различных современных техник, что помогает воссоздать атмосферу грядущей катастрофы. Уверена, что никто из присутствующих не остался равнодушен. Это произведение, которое призвано вызывать неподдельные мурашки.

Каролина Храмкова представила произведение «Senna», которое посвящено памяти Айртона Сенны де Сильва – бразильского автогонщика Формулы I, трагически погибшего 1 мая 1994 года на повороте Тамбурелло. Виолончели правдиво изобразили рев мотора, разгон автомобиля, который несся по автостраде навстречу своей гибели. Тему рока представлял том-том, тема дождя прослеживалась в партии фортепиано. Партии флейты была поручена роль главного героя – самого Сенны – то спокойного и сосредоточенного, то мятежного и решительного. «Senna» - это концептуальное произведение, где идея стойко выдержана от начала до конца.

Интересное произведение представила Мария Черных, не побоявшись написать композицию всего лишь для одного солирующего фагота – «Каприччио». Но могу признаться, что слушателям скучать не пришлось. Главный герой произведения, по признанию автора, личность страстная и непредсказуемая – в его характере органично сочетались и игривость, и задумчивость, звучали нотки сарказма и иронии. Это своеобразный театр одного актера с элементами пародии. Исполнитель должен обладать и большим мастерством, и некоторым артистизмом, чтобы с блеском исполнить «Каприччио». Булат Галимуллин справился с поставленной перед ним задачей, донеся до зрителей весь замысел и характер музыкального произведения.

Концерт молодых композиторов позволил слушателям открыть для себя множество новых имен, много новой интересной музыки. Они стали свидетелями интересных музыкальных экспериментов и неординарных творческих решений. Остается только добавить, что юные композиторы, которые вечно находятся в поисках нового вдохновения, которые время стараются создать нечто оригинального и подчас сумасшедшее, будут продолжать творить для вас – для искушенного слушателя. Ведь композитору так важно творить для того, кто его услышит и поймет. Мы будем рады видеть всех вас на наших концертах. Поверьте, мы скоро заставим говорить о себе весь мир.

Надежда Рузанова

Теги: европа-азия, международный фестиваль европа-азия, казань, союз композиторов татарстана,
читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ