Затянувшаяся осень...

Воспоминаниями о «Московской осени – 34» поделилась известный московский композитор Лилия Родионова.

московская очень-2012 Лилия Владимировна Родионова – автор четырех симфоний и Концерта для симфонического оркестра, Симфонии для препарированного рояля, многих фортепианных, камерных, вокальных, оранных и хоровых сочинений. Творчество Л. Родионовой оригинально по содержанию и стилистике. Ее музыка исполняется не только в Москве, но и в различных городах России и Ближнего зарубежья. Являясь постоянным участником международного фестиваля «Московская осень», Л. Родионова активно посещает выступления своих коллег. Мне удалось взять (правда, с некоторым опозданием) интервью у Л. Родионовой, в котором она поделилась со мной своими впечатлениями о «Московской осени», прошедшей в ноябре 2012 года и продлившейся больше месяца.

А.М. Держу в руках довольно объемный буклет, в котором напечатаны не только программы концертов, но и аннотации к музыкальным произведениям, информация о композиторах, исполнителях, и об исполнительских коллективах. Я насчитал 48 мероприятий. Это нетрудно было сделать, так как на первых страницах буклета размещен краткий план всего фестиваля в виде таблицы.

Л.Р. Александр Владимирович, Вы, вероятно, включили в данное число, помимо концертных и оперных программ, так называемые «Круглые столы», на которых музыковеды и композиторы дискутировали по поводу прослушанных произведений, а также и научную конференцию, посвященную 80-летию Союза композиторов Москвы. На последней выступили музыковеды Г. Григорьева, Е. Долинская, И. Ромащук, Т. Журбинская и председатель Московского союза композиторов Олег Борисович Галахов.

А.М. Восьмидесятилетие столичной композиторской организации – крупное событие! Думаю, этим объясняется такой размах вглубь и вширь «Московской осени – 34».

Л.Р. Продолжая тему юбилеев, хочу сказать, что в 2012 году их было немало. Так, например, отмечалось 100-летие Музея им. М. И. Глинки. В его фондах хранится и изучается творческое наследие отечественных композиторов: М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, С. И. Танеева, В. Ребикова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и др. В концертных залах Музея (кроме основного здания функционируют также Музей С. Прокофьева, Музей им. Ф. Шаляпина и музей «П. И. Чайковский и Москва») звучит не только классика, но и музыка московских композиторов.

Назову еще один значительный юбилей – 100-летие Бориса Покровского и 40-летие Камерного музыкального театра. В рамках фестиваля было показано 11 оперных спектаклей: «Холстомер», «Шут и король», «Счастливый принц» екатеринбургского композитора В. Кобекина, «Чиполлино» Т. Камышевой, «Альбом Алисы» В. Рубина, «Ревизор» Дашкевича, «Записки сумасшедшего» Ю. Буцко, моноопера Григория Фрида «Дневник Анны Франк», «Бег» Н. Сидельникова, сценическая версия «Русской тетради» В. Гаврилина, «Человеческий голос» Ф. Пуленка. Публика могла выбирать, куда пойти: в камерный музыкальный театр или на концерт в Дом композиторов.

А.М. Лилия Владимировна, расскажите о юбилейных концертах фестиваля.

Л.Р. На открытии «Московской Осени» в Большом зале Консерватории успешно прозвучал Concerto cantabile Р. Щедрина в великолепном исполнении скрипача Р. Замуруева и Симфонического оркестра Московской консерватории (дирижер В. Валеев).

Третьего ноября, тоже в Большом зале Консерватории Симфонический оркестр Белгородской филармонии под управлением Р. Нигматуллина продемонстрировал высокое мастерство в интерпретации столь непохожих по стилистике и содержанию произведений. Публика с большим интересом слушала лирико-эпическую 30-ю Симфонию С. Слонимского; Концерт для флейты (А. Водовозова) с оркестром Р. Калимуллина, в которой азиатская квази-фолклорность тематизма органично сочеталась с современными европейскими приемами развития; Партиту для струнного оркестра В. Бибергана – симфонизированный 9-ти частный цикл с расширенной жанровой амплитудой от Сарабанды до Танго. Достойно завершил программу Концерт № 3 для фортепиано (Е. Мечетина) с оркестром В. Казенина, наполненный ёмкими образами и здоровой энергетикой.

К 70-летию композитора, народного артиста, профессора В. Калистратова хор студентов Московской консерватории (дирижер С. Калинин) подготовил яркую программу в Рахманиновском зале, собрав большое количество публики.

В Концертном зале РАМ им. Гнесиных 27 ноября Симфонический оркестр Министерства обороны РФ и Центральный военный оркестр министерства обороны РФ (дирижеры: генерал-лейтенант В. Халилов, полковник С. Дурыгин, профессор Б. Ворон, Т.А. Барберан) исполнили сочинения разных лет еще одного юбиляра – профессора композиции Российской академии музыки Г. Чернова. К сожалению, я не могла присутствовать на этом концерте, т.к. слушала в Доме композиторов выступления джазовых коллективов.

Ярким событием стал концерт-посвящение Эдуарду Артемьеву, на котором прозвучала прекрасная музыка разных лет 75-летнего мастера, а также – электронные опусы его коллег, специально написанные к этому дню. В этом проекте участвовали композиторы В. Киселев, Е. Фиштик, Т. Буевский, Ш. Каллош, В. Ульянич, В. Комаров, О. Ростовская, А. Ровнер.

А.М. А что из себя представляли международные программы фестиваля?

Л.Р. Хочу отметить «Финский визит», состоявший из 2-х концертов в 17.00 и 19.00 18 ноября. На первом концерте успешно выступил Московский ГАМ-ансамбль (художественный руководитель и дирижер О. Пайбердин), на втором – хельсинский ансамбль AJASSA! (дирижер Кейо Ахо). Слушатели имели счастливую возможность ознакомиться с совершенно разными по содержанию авангардными опусами финских и российских композиторов. Мне запомнилась музыка П. Люютикяйнена, К. Саарихо, В. Николаева, Ю. Каспарова, А. Ромашковой, А. Сафронова.

Не менее интересным был «Американский визит», проходивший  в Рахманиновском зале 23 ноября. Seattle chamber players – небольшой коллектив из пяти музыкантов (П. Тоб – флейта, Л. Делюка – кларнет, М. Шмидт – скрипка, Д. Саби – виолончель, М. Космироски – ударные) продемонстрировали высокий профессионализм в исполнении сочинений Э. Клайн, Я. Робин, А. Хубеева, Н. Попова, В. Екимовского и И. Кефалиди.

Ансамбль солистов «Студия новой музыки» 16 ноября представил программу «Россия-Германия: на перекрестке», в которой, цитируя В. Тарнопольского, «три сочинения немецких композиторов – Д. Шнебеля, Д. Шенкера и Н. Рихтера де Врое – это три взгляда на Россию, а новые пьеса А. Сюмака и Ф. Софронова, это, в свою очередь, видение Германии российскими композиторами». В данный проект хорошо вписались по стилистике еще два сочинения: «…pas d’action» Д. Курляндского и «Преступление и наказание» О. Раевой.

Для меня самым ярким было впечатление от музыки В. Тарнопольского. В представленной композиции под названием «Узник пещеры» (фрагмент из оперы «По ту сторону тени») автору удалось органично соединить новейшую технику письма с симфонической логикой развития материала.

А.М. Вам понравился проект под названием «Итальянский визит»?

Л.Р. Очень понравился. Где еще можно увидеть немой фильм «Inferno» (Ад) по «Божественной комедии» Данте, озвученный композиторами «Эдисон-Студио»? Этот проект состоялся в Доме композиторов 10 ноября и собрал много зрителей.

Киноленту «Inferno» Ф. Бертолини и  А. Падована создавали в течение 3-х лет, и первый её показ прошел в 1911 году. В фильме задействовано 150 главных и второстепенных актеров и отснято 100 сцен. Режиссёры не пожалели денег на спецэффекты, которых немало: летающие демоны; взлетающие в небо толпы райских душ, парящие в воздухе Паоло и Франческа, Бертран де Борн, показывающий свою отрубленную голову, и, наконец, гигантский пожиратель грешников – Люцифер.

Композиторам «Эдисон Студио» М. Чарди, Л. Чеккарелли, Ф. Чиарди и А. Чиприани удалось создать идеальный саундтрек для этого фильма. Сочетание засемплированных механических звуков, образующих акустические поля, с живой речью, преображаемой с помощью  новейших технологий в нечто сюрреалистическое, буквально «затягивало» слушателей в атмосферу «Божественной комедии».

А.М. Слушатели (и я лично) восторгались Театром ударных М. Пекарского. Хотелось бы узнать Ваше мнение об этом концерте.

Л.Р. Концерт, действительно, получился ярким. Впечатлило соединение электроники с ударными. Для талантливых композиторов такой микст создает множество технических возможностей в поиске особого образного содержания, темами которого становятся надличностные эмоции, космос, бесконечности времени и пространства. Из прозвучавших сочинений И. Кефалиди, А. Наджарова, Н. Попова, А. Поспеловой, Н. Хруста не могу кого-то выделить. Все показалось интересным.

Понравилась и медитативная композиция «Musica Sacra» О. Бочихиной. Оставила неравнодушным, даже взбодрила, ироничная, с непростым подтекстом пьеса “Fors-major” М. Гагнидзе.

А.М. Как Вам – джазовый концерт? Первое отделение мне пришлось стоять, т.к. не оказалось свободных мест. В зале Дома композиторов тогда был полный аншлаг!

Л.Р. Это было нечто большее, чем концерт, скорее – праздник джаза. Яркие творческие индивидуальности авторов объединил общий проект «Русская тема в джазе», в котором каждый участник выложился на все 100.

В первом отделении замечательно выступила в качестве певицы композитор Е. Черноусова со своим ансамблем «Комнаты», исполнив «Я по садику гуляла» – фантазию на 2 народные темы.

Благородно звучал ансамбль «Джаз-контакт» с музыкой О. Степурко – заслуженного артиста РФ, доцента Института современного искусства. А. Розенблат эффектно сыграл на пару с Э. Теплухиной свою новую концертную пьесу для фортепиано с необычными перекрещиваниями четырех рук.

Сильное впечатление осталось от второго отделения. Молодой коллектив «Академик-бэнд» (Российская академия музыки имени Гнесиных) под управлением народного артиста РФ А. Кролла показал высокое мастерство джазового исполнительства и импровизации. Публика наслаждалась изысканными композициями Ю. Маркина, М. Иванова и А. Кролла.

Музыкальные чудеса преподнес А. Шилклопер, играя то на трубе, то на валторне, то на альпийском роге длиною более двух метров.

А.М. Как прошли, так называемые, камераты – концерты камерной музыки? Их было тринадцать, если не ошибаюсь?

Л.Р. Да, на камератах, проводимых в Доме композиторов, звучало немало интересной музыки…. Я с наслаждением слушала известное сочинение С. Павленко (1952-2012) «В манере Гогена» для камерного ансамбля 14 ноября. Не могу привыкнуть к тому, что Сергея Васильевича нет с нами. Четвертого ноября программу Камераты III украсили Шесть прелюдий для фортепиано А. Шнитке, исполненных А. Любицкой.

Как всегда, бурные дискуссии вызвало выступление В. Мартынова, который исполнял на фортепиано свою музыку в течение полутора часов. Может, мне показалось, а может – так оно и есть – минималистический Бриколлаж (Пьеса №2) был очень даже симпатичный и ненадоедливый.

Невозможно забыть «Из жизни марионеток» С. Жукова. Музыка, почти целиком построенная на ритмах танго, послужила основой для весьма выразительной балетной пантомимы (хореограф А. Хасанов). В том же концерте прозвучало еще два ярких сочинения: Концертная фантазия для виолончели (Е. Антокольская) с органом (автор) М. Воиновой и «Музыка на двоих» для виолончели (Р. Комачков) с фортепиано (Э. Теплухина) Е. Кожевниковой.

Запомнилось выступление FX квартета на Камерате II при участии тромбона (А. Горбунов), арабского ударного инструмента думбека (А. Грамши) и терменвокса (О. Ростовская), который исполнил медитативную, очень колоритную композицию Д. Габитовой – «Дервиш».

Независимо от стилистических пристрастий и оценивая каждое произведение с точки зрения его художественной убедительности хочу назвать композиторов А. Вустина, К. Уманского, А. Ровнера, Е. Подгайца, А. Радвиловича (С.-Петербург), С. Дракулич (Хорватия), В. Рябова, Е.Евтушевскую и Н. Хруста. Последний из перечисленных имен – 30-летний Николай Хруст представил на Камерате XII «Микросонет» (по CXXI сонету Петрарки) для сопрано (Л. Гайсина) и ансамбля (Московский ансамбль современной музыки, дирижер Ф. Чижевский), с использованием электроники. Несмотря на всевозможные авангардные «навороты», слушать это сочинение было интересно. Музыка погружала в некое мистическое, ирреальное пространство, одновременно обволакивая и умиротворяя своей красотой.

На Камерате V меня впечатлил вокальный цикл А. Чайковского для меццо-сопрано (Т. Рубинская) и гобоя (А. Балашов) на стихи М. Лермонтова, Р.М. Рильке, Р. Ауслендер и И.В. Гете. Это сочинение по романтическому настрою перекликается с его же Концертом №2 («Ночь в гареме») для виолончели (А. Князев) с оркестром, исполненном в Б.З.К. на открытии «Осени». С вдохновенным артистизмом сыграли Л. Дмитерко и Т. Рубина Сонату №3 для скрипки и фортепиано А. Эшпая. В этом же концерте прозвучала моя фортепианная соната в исполнении Алексея Сергунина.

А.М. Я слушал все три части Вашей Сонаты с неослабевающим интересом. Как Вам удалось соединить в одном сочинении минимализм, фольклорность и додекафонию?

Л.Р. В музыке можно соединить почти все что угодно с чем угодно, если композитору есть, что выразить. В Сонате мне хотелось рассказать о скоротечности человеческой жизни, о преодолении внутренней дисгармонии и обретении блаженства в слиянии с одухотворенной природой. Все средства выразительности, включая и различные техники письма, а также – и мои собственные наработки, – все объединил принцип сонатности с четко продуманной драматургией.

А.М. Заслуженный артист РФ, дирижер В. Булахов и руководимый им камерный оркестр «Времена года» подготовил две программы. Лилия Владимировна, что из прослушанного Вам понравилось?

Л.Р. С точки зрения исполнения мне все понравилось, ну а что касается самой музыки…. Кому-то понравились одни, кому-то другие сочинения. На мой вкус, наиболее оригинальными оказались «Иллюзия жизни» – концерт для скрипки, ударных и камерного оркестра М. Бронера, «Мосты времен» молодого композитора А. Музыченко, Концерт для гобоя со струнным оркестром Д. Капырина и Концерт для фортепиано и струнного оркестра А. Комиссарова. Осталась в памяти Симфониетта давно ушедшего композитора В.П. Задерацкого – отца музыковеда, профессора Московской консерватории В.В. Задерацкого.

А.М. Уже в который раз на Московской осени» выступает Национальный академический оркестр народных инструментов им. Н. Осипова. Произведения каких авторов Вам запомнились?

Л.Р. Прежде всего, отмечу высокое дирижерское искусство Народного артиста В. Андропова и В. Кузовлева. Блестяще был сыгран Концерт-симфония для балалайки (А. Горбачев) с оркестром в 4-х частях А. Цыганкова. Необычной мне показалась партитура М. Гагнидзе, целиком построенная на красивых созвучиях, постепенно меняющихся изнутри, исполняемых тремоло у балалаечной группы. Зажигательный, смелый по языку Концерт-гротеск для 2-х гобоев (И. Паисов и В. Бычков) с оркестром был у Т. Чудовой. Думаю, произведение останется в репертуаре коллектива.

А.М. Государственный духовой оркестр России (художественный руководитель – В. Чуреев, главный дирижер – В. Луценко, дирижер – А. Колотушкин) тоже является постоянным участником фестиваля. Как Вы оцениваете концерт духовой музыки?

Л.Р. Энергичные марши В. Халилова и В. Фурманова, а также «Виват, Россия» Б. Диева и «Праздничная увертюра» С. Решетова подняли эмоциональный градус в настроении слушателей. Музыка Н. Савинова и молодых композиторов А. Павловой, А. Поспеловой, Риса Мория (Япония), И. Сошинского внесла свежую струю в трактовке духового оркестра.

А.М. «Осень» порадовала и любителей эстрадной музыки. Из 34-х участников двух концертов назовите, пожалуйста, хотя бы несколько имен.

Л.Р. Юбиляры года – народные артисты РФ А. Добронравов, С. Ухналёв, а также М. Ефимов и Д. Жаров представили на суд слушателей свои лучшие песни.

Кроме юбиляров, исполнялись такие известные композиторы, как Г. Гладков, В. Комаров, Л. Лядова, П. Слободкин, О. Фельцман, А. Флярковский, В. Шаинский, С. Жуков, А. Основиков, М. Минков и П. Аедоницкий.

А.М. Стало уже традицией проводить хоровые концерты на «Московской осени». Какие коллективы приняли участие в фестивале?

Л.Р. Могу перечислить. Это – Филармоническая хоровая капелла, «Ярославия» (Художественный руководитель и дирижер В. Контарёв), Государственная капелла Москвы (худ. рук. и дирижер А. Судаков), Московский областной хор им. А.Д. Кожевникова (худ. рук. и дирижер Ж. Колотий), Хор студентов МГК им. П.И. Чайковского (худ. рук. и дирижер С. Калинин), Камерный хор Московской консерватории (худ. рук. и дирижер А. Соловьев), Хоровой театр Бориса Певзнера и Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова (худ. рук. и дирижер Е. Волков).

Последний из названных коллективов блестяще выступил , исполнив произведения А. Пахмутовой, А. Эшпая, А. Чайковского, Р. Щедрина, Ю. Евграфова, К. Волкова, Р. Леденева, В. Рубина, Е. Подгайца и др. Концерт был посвящен памяти Бориса Тевлина (1931-2012), внесшего огромный вклад  в пропаганду музыки московских композиторов не только у нас в стране, но и за рубежом.

Я думаю, нам пора закругляться. Мы обсудили довольно много музыкальных событий. Извиняюсь перед теми моими коллегами, которых обошла своим вниманием на страницах интервью. На «Московской осени» каждый год исполняется музыка более 200-х композиторов. А в 2012 году прозвучало 236 авторов! Согласитесь с тем, что невозможно рассказать обо всех и, буквально, обо всем, что было на «Московской осени».

Хочу поблагодарить Оргкомитет фестиваля во главе с О. Галаховым, Административную группу, генерального директора Дома композиторов А.Р. Баграмова и звукорежиссеров Е.П. Кочеткова и О.Ю. Яхнис.

А.М. Лилия Владимировна, спасибо за содержательную беседу. Желаю Вам здоровья, творческих успехов и удач во всех Ваших начинаниях. Не за горами «Московская осень – 35». Надеюсь, что встретимся на премьере Вашего нового сочинения.

 

Александр Миловидов

Теги: московская очень-2012, лилия родионова,
читать комментарии (0)
Пользовательский поиск


БЛОГИ