Тельнов Николай. Дмитрий Шостакович.Великая «Ленинградская»

«С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников... Моим оружием была музыка», — Д.Д.Шостакович.

Буквально из ничего вырастает сила, которая сметает все на своем пути. Из почти безобидного музыкального мотивчика появляется целое чудовище, способное уничтожить, растоптать, стереть с лица Земли. Вопли и скрежет слышны в музыке, они передают страшное напряжение схватки. Гудят трубы, валторны и тромбоны, постоянно раздаются удары по медным тарелкам. Все несется в стремительном разрушительном потоке музыкальных звуков. Я потрясен и обескуражен. Музыка первой части Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича выводит меня из эмоционального равновесия. Я не могу дышать, и слушать я это тоже больше не могу. Страшно…

Страшное слово «Война» пришло к нашим прадедушкам и прабабушкам в 1941 году. Мой прадед ушел на войну, а где воевал я даже и не знаю, и не сохранилась об этом память в семье. Бабушка не знает, дед отмахивается, когда я завожу об этом разговор. Наверно сильная боль таится в их сердцах, боль и страх, испытавших весь ужас той войны.

«Война». Именно такое название дал Шостакович I части своей Симфонии № 7. Правда этот подзаголовок отсутствует в нотах у композитора, как и нет подзаголовков и у других частей симфонического цикла: «Воспоминания», «Родные просторы», «Победа». И не надо, и так все понятно. Эта симфония не только об ужасе войны, но и о нашей родной земле, которая выстояла в той смертельной схватке с врагом.

Я все время задаю себе один и тот же вопрос: «Как смогли выжить люди тогда, в том холодном блокадном городе?»

«Сначала мы блокируем Ленинград и разрушим город артиллерией и авиацией… Весной мы проникнем в город… вывезем все, что осталось живое, вглубь России или возьмем в плен, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии» (из тезисов немецкого доклада «О блокаде Ленинграда», 21 сентября 1941 года, Берлин). Сколько мужества потребовалось людям, чтобы пережить эту трагедию, не сломаться и выжить!

Дмитрий Шостакович вместе с другими преподавателями и студентами Ленинградской консерватории ездил за город рыть укрепления, дежурил на крыше, гасил зажигательные бомбы. А еще сочинял музыку. Он писал Великую симфонию «Ленинградскую» – прямое оружие против немцев. У всех, кто слушал симфонию после ее создания, поднимался дух, ярость, способность противостоять врагу на смерть за Великою страну, за Великую Родину.

Музыка Шостаковича – это мир глубоких мыслей. Вот начинается первая часть и перед нами образ нашей славной Родины, образ русского народа. И мелодия главной темы, характеризующая его – широкая, напевная, в унисон, напоминает русские народные песни.

Мирный город засыпает, и где-то издали, еле слышно доносится шорох малого барабана. Этот четкий ритм становится ближе и вместе с ним приближается тема. В мелодии скачки то вверх, то вниз на кварты и квинты, маршевый пунктирный ритм. Вот и начало трагедии, разворачивающейся на наших глазах. Это знаменитый «эпизод нашествия». Одиннадцать раз тема проходит у разных инструментов, обрастая звучностью, и наваливаясь на нас, как снежная лавина звуковым потоком: кряхтит, переваливается, кричит, хрипит. Так и представляешь себе то немецкие танки, то ровные ряды фашистских солдат, марширующих четко в ногу и отдающие честь.

А дальше начинается бой. Бой неравный. Ленинград не готов к этому бою. Но силен духом и мужеством наш русский народ. Он выстоит и вытерпит эту ужасную войну, поднимет голову, встряхнет беспомощность, наберется силы и пойдет против злой фашистской силы. Так зарождается и крепнет в музыке  тема «сопротивления», которая грудью встает на защиту Ленинграда и всей страны.

Ленинград боролся. Много погибло людей от голода, от артиллерийских обстрелов, замерзло в холодную зиму 1941 года. В память павшим звучит в       первой части симфонии траурный марш, как писал сам композитор – «реквием жертвам войны»: слезы матери или то чувство, когда слез уже не осталось, чувство одиночества, смерти и разрушения …  

Музыка перестает звучать. Чувства переполняют мое сознание, эмоции захватывают дух. Смотрю в партитуру симфонии и восхищаюсь гением композитора, способного написать такую музыку. Как точно выверено количество инструментов для создания нужного эмоционального состояния, для передачи характера образов. «Теплые» тембры струнных и деревянно-духовых инструментов рисуют образ Родины, широкий, эпический образ, а в противовес – «крикливая» медь и бой ударных инструментов, характеризующих злую разрушительную силу (4 валторны, 3 трубы,                    3 тромбона, туба, 5 литавр, 3 малых барабана, тарелки, большой барабан, там-там, бубен, треугольник).

…Из мрачных туч чуть сыпал снег, и иногда блестели бледные пятна  солнца. Снег то затихал, то снова возвращался в свой ритм… Снег утих, и буквально на мгновенье блеснуло солнце. Но тёмные тучи затянули небо и солнце исчезло....

Сколько философии скрыто в музыке Шостаковича, как глубоко раскрывает композитор весь ужас войны в своей знаменитой «Ленинградской» симфонии. В том далеком 1942 году, когда Шостакович заканчивал свою симфонию, так хотелось верить в Победу, а иначе и быть не могло. Потому, через преодоление новых трудностей в конце обязательно будет Победа. Так и заканчивается Седьмая симфония – жизнеутверждающе, с надеждой.

В одном из интервью великий американский пианист Ван Клиберн сказал: «Все, кто знал Шостаковича лично или читал о его жизни и творчестве, хорошо знают, что этот великий музыкант в суровые годы войны остался в осажденном Ленинграде и мужественно выстоял вместе с защитниками города... Всю его жизнь и дух его произведений можно рассматривать как символ торжества добра над злом. Именно это, на мой взгляд, ставит Шостаковича на незабываемое место в истории музыки».

Со дня первого исполнения «Ленинградской» симфонии прошло 70 лет. Много раз она звучала с тех пор в мире – в концертных залах, по радио, в кино. Каждый раз ее исполнение воскрешает перед людьми незабываемые страницы современной истории. В этом году отметим 70 лет и снятия блокады с Ленинграда. Пусть всегда будет мирным небо над нашими головами, чтоб не пришлось воевать ни нам, ни нашим детям!

читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ