Наш Электроник

Народному артисту России, лауреату трех Государственных премий в области литературы и искусства, трех премий «Ника», президенту российской электроакустической ассоциации, одному из первых, кто начал заниматься в нашей стране электронной музыкой, композитору Эдуарду Николаевичу Артемьеву 30 ноября исполнится 75 лет.

АртемьевЭдуард Артемьев – автор двух опер, балета-­пантомимы «Мертвые души», ораторий, кантаты «Ода доброму вестнику» на текст Пьера де Кубертена, прозвучавшей на Московской Олимпиаде 1980 года, а также большого количества электронных композиций и музыки к более, чем 170 фильмов. Ему принадлежит музыка к фильмам «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» Тарковского, «Сибириада» Кончаловского и практически ко всем картинам Никиты Михалкова.

Музыкальный вкус Эдуарда Артемьева формировали три направления – классика, электроника и рок-музыка. Если говорить о композиторской музыке, то его увлекало творчество Дебюсси, Скрябина, Стравинского, Булеза. Электроника же захватила его окончательно.

артемьевСразу после окончания Московской консерватории (класс композиции Ю.А.Шапорина) Артемьев познакомился со знаменитым инженером Евгением Мурзиным, который в 1957 году сконструировал синтезатор «АНС» (названный по буквам-инициалам имени композитора А.Н.Скрябина), музыка на котором рисовалась кодом на стеклянном поле. Мурзин пригласил его в лабораторию при музее Скрябина на Арбате и показал, как звучит тот самый синтезатор. И перед Артемьевым открылся новый мир, в котором можно было сочинять сам звук в акустических вариациях одного тембра. Как говорит Эдуард Николаевич, «в электронике нужно преодолевать инструмент, залезать в глубины, выуживать из синтезатора скрытые ценности. Там – бездны».

В конце 60-х годов, как вспоминает композитор, он пережил еще одно серьезное потрясение – знакомство со стихией рок-музыки. «Кинг Кримсон», «Пинк Флойд», «Дженезис», «Джентел Джайн», «Чикаго», «Юрай Хип» – вот, что пленило его.

Другая составляющая творчества Эдуарда Артемьева – киномузыка. Почти полвека композитор работает в этом жанре. Он даже  высказывается, что уже не может смотреть фильмы. Зато любит трансляции футбольных матчей и делать зарядку под новости.

Артемьев в студииЕго путь в кино начался с киностудии в Одессе, куда в 1963 году его привел Вано Мурадели. Там снимали картину «Мечте навстречу» о путешествии на Марс. Понадобилась электроника. Никто из композиторов тогда за это не взялся. Мурадели и Артемьев выступили как соавторы.

Следующий опыт – фильм «Арена» режиссера Самсонова. Артемьева пригласили сыграть роль тапера, но в итоге он оказался в роли композитора фильма.

Эдуард Артемьев – один из немногих, кому довелось работать в Голливуде. Он там снял 9 картин:  четыре с Кончаловским и пять – с американскими режиссерами. Главное, что привлекало Артемьева – это климат с его вечным летом. Хоть Артемьев и родился поздней осенью, но холод и зиму он ненавидит, и старается не выходить из дома.  

Артемьев и МихалковОсобая статья в области киномузыки для Артемьева – это работа с Михалковым. Их связывают дружеские отношения более 40 лет и работа над всеми картинами, кроме фильма «Очи черные». С Михалковым они даже породнились. Эдуард Николаевич стал крёстным отцом его дочери Анны.

По мнению Артемьева, будущее музыки – в создании мистерий, основанных на синтезе жанров (и в этом он – продолжатель идей Скрябина). Но для этого необходимо строить новые залы, оснащенные специальной аппаратурой.

Свою жизнь он не может представить без работы в студии, без музыки. Он часто слышит ее во снах, но так ни разу и не смог проснуться, чтобы ее записать.

 

 

По материалам сайта композитора: www.edwardartemiev.ru

 

Альмира Касьянова, электронная газета «Музыка России»

Теги: эдуард артемьев, электронная музыка, никита михалков,
Пользовательский поиск


БЛОГИ