25 апреля - день рождение Эллы Фицжеральд - "первой леди джаза"

В отличие от особ голубых кровей, чьи титулы вместе с признанием достаются им по наследству, звание "первой леди джаза" Элла Фицджеральд подтверждала талантом, музыкой и упорной работой, которая на полвека сделала ее самой популярной джазовой вокалисткой Америки. Но настоящая музыка не знает границ и не боится времени: поэтому и сегодня, когда великой Элле Фицджеральд исполнилось бы 95 лет, ее сильный обжигающий голос звучит в Summertime так же, как когда-то в конце 1950-х.

Элла Фицжеральд © AFPМетаморфозы и импровизации

 Те, кому посчастливилось видеть вживую выступления молодой Фицджеральд, вспоминали, как вдруг расцветала на сцене застенчивая девушка, как начинали блестеть ее глаза, как нота за нотой ее голос покорял зал. Не только по силе этого голоса (пораженная публика рассказывала потом, что на концертах Эллы лопались хрустальные бокалы), со временем певице не стало равных в импровизации и виртуозном владении "скэтом" - особенной техникой исполнения, при которой человек имитирует звучание инструмента. Так, например, она делала в песне Lemon Drop. Голос Фицджеральд "соревновался" и "разговаривал" на равных с другими инструментами в оркестре: "Когда я пою, то мысленно ставлю себя на место тенора-саксофона", - говорила она. 

Первое выступление Фицджеральд состоялось 21 ноября 1934 года на сцене гарлемского кинотеатра "Апполо", где проходил творческий конкурс. Как все чернокожие девочки, она много пела, танцевала, исполняла песни с любимых пластинок, и, несмотря на нищету, следовала данному матерью совету: "Если чувствуешь, что не так красива, как твои подружки, улыбайся чаще, чем они". На конкурсе Элла собиралась танцевать, но в последний момент передумала и исполнила песню "Judy" своей любимицы Кони Босуэлл, которая принесла ей первое место.

"Однажды, там, на сцене, я почувствовала одобрение и любовь моей аудитории. Я знала, что хочу петь перед этими людьми весь остаток своей жизни", - позже расскажет Фицджеральд о своих первых сценических опытах.

Дебютного выступления Эллы на сцене ее матери, погибшей в автокатастрофе двумя годами раньше, увидеть было уже не суждено – к 17-ти годам Фицджеральд была круглой сиротой. Ее отчим к тому времени скончался от сердечного приступа, а с отцом Эллы мать разошлась сразу после рождения девочки, так что после смерти родных Фицджеральд с младшей сестрой жила у опекунов, нередко прибегавших к рукоприкладству, и даже попадала в исправительное учреждение из-за ссор с представителями правопорядка. К счастью, сцена "Апполо" принесла ей не только победу, но и знакомство с Чаком Уэббом лидером знаменитого в то время биг-бэнда, который стал ее помощником и наставником. Вместе с группой Уэбба Фицджеральд записала свой первый альбом "Любовь и поцелуи" и благодаря ему же начала серьезную музыкальную карьеру.

От Бродвея до "Битлз"

Период выступлений Эллы с джаз-бэндами – это период ее творческих экспериментов с джазовыми вокализациями, опытов в бибопе и скэте, а главное – период становления ее творческой индивидуальности и развития возможностей голоса, который превратит вокалистку в недосягаемую величину. В 1938 году Элла создала по мотивам детского стишка хит "A-Tisket, A-Tasket" в котором глубина джаза сошлась с легкостью поп-мотивов в духе предвоенной танцевальной лихорадки – и проснулась знаменитой. Пластинка с композицией разошлась тиражом в миллион экземпляров и 17 недель держалась в топах разных чартов, а вслед за ней появились не менее популярные "Sing Me а Swing Song", "Oh, Yes", "Take Another Guess", "The Dipsy Doodle", "If Dreams Come True", "Undecided" и другие хиты.

В 1942-м году началась сольная карьера Фицджеральд, для которой многое становления Эллы многое сделал ее друг, продюсер и менеджер Норман Гранц. Чутье Гранца, в чьем  проекте Jazz at the Philharmonic Элла нередко выступала, помогло исполнительнице добиться славы непревзойденной скэт-вокалистки, подолгу оставаться в топах чартов и сотрудничать с лучшими музыкантами своего времени. Например, Луи Армстронгом - благодаря их дуэту на свет появились  "Stars fell on Alabama" и "Dream A Little Dream Of Me" в новом исполнении. Фицджеральд и Армстронг также разложили надвое вокальные партии из оперы Гершвина "Порги и Бесс" и записали ставшую очень популярной пластинку, а композиция "Summertime" из нее навсегда стала классикой мирового джаза. Брат и соавтор Джорджа Гершвина Айра однажды заметил: "Я не понимал насколько хороши, написанные нами песни, пока не услышал как их поет Элла Фицджеральд".

Джазовая певица Элла Фицджеральд © AFP Эксперименты не прекращались: тогда же, в 50-е, в свет вышла знаменитая серия монографических пластинок Фицджеральд под названием Songbook, в которых она по-своему исполняла хиты других классиков бродвейского мюзикла, а в 60-е перепела пластинку "Битлз" - и рок-н-ролльные шедевры стали шедеврами джаза.

Спасибо Монро

Пик карьеры Фицджеральд пришелся на 50-60-е - не лучшее для афроамериканцев время. Иногда доходило до курьезов: так, однажды на гастролях певицы в Далласе наряд полиции арестовал чернокожих участников выступления и сопроводил их за решетку. "Они арестовали нас, а позже в участке у них хватило наглости попросить у нас автографы", - вспоминала певица.

Парадоксально, что в 50-е ни один концерт в Белом доме не обходился без выступления Фицджеральд, но для того, чтобы спеть в маленьком закрытом ночном клубе, певице как-то потребовалась поддержка Мэрилин Монро. Голливудская дива была одной из тех, кто ревностно защищал талант Фицжеральд. Певица вспоминала: "Именно благодаря Монро я выступала в популярном в 50-е ночном клубе Mocambo. Она лично позвонила владельцу и заявила, что если тот ангажирует меня, то она немедленно забронирует столик перед сценой на все выступления. Владелец сказал "да" и на следующую же ночь Монро сидела за первым столиком у сцены. Клуб был битком набит журналистами. После этого я никогда больше не выступала в таких маленьких джаз-клубах. Она была необычной женщиной, немного опережающей свое время. Но не догадывалась об этом".

Опережала ли свое время сама Фицжеральд, которая успела сделать за свою карьеру столько, что хватило бы на три? На счету у певицы, которой не стало 15 июня 1996 года, 14 премий "Грэмми", 250 выпущенных музыкальных альбомов и 100 миллионов проданных пластинок. Но, пожалуй, даже двух или трех композиций – таких как "It Don't Mean a thing" и "Summertime" -  хватило бы, чтобы навсегда остаться в истории музыки первой леди джаза.

РИА Новости

Теги: элла фицджеральд, джаз , луи армстронг,
читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ