В Петербурге прошел фестиваль «От авангарда до наших дней. Продолжение».

21-27 марта в Петербурге состоялся фестиваль «От авангарда до наших дней». Фестиваль ведет свою историю с 1992 года. Его спектакли, концерты и выставки в разное время проходили в Мариинском театре и Театре консерватории, Большом и Малом залах Филармонии, Доме композиторов, Фонтанном доме Шереметевых, концертных залах Петербургской консерватории, Смольном соборе и Смольном институте на Галерной улице, в выставочных залах «Манеж», Союза художников и т.п.  Одной из основных идей фестиваля в момент его рождения было исполнение и популяризация ранних российских авангардных композиторов 1910-1920х годов, а также музыки, написанной в наше время. В рамках фестиваля прозвучало немало премьер сочинений 1920х годов, а также конца ХХ столетия, вызвавших большой интерес у исследователей и публики. Среди них следует назвать кантату «Октябрь» и симфоническую поэму «Комсомолия» Николая Рославца, Первую симфонию Гавриила Попова, симфоническую поэму «Октябрь» Иосифа Шиллингера, Первый концерт для фортепиано с оркестром и оперу «Герой» Александра Мосолова, а также сочинения для камерных ансамблей – Третье и Четвертое фортепианные трио и Третий струнный квартет Николая Рославца, Прелюдию в четвертитонах Георгия Римского-Корсакова, Струнное трио Ефима Голышева, сочинения Обухова и Вышнеградского. Среди сенсационных исполнений сочинений конца ХХ и начала XXI века можно назвать завершенную версию «Предварительного действа» Александра Скрябина, осуществленную Александром Немтиным и «Реквием» Алемдара Караманова. В фестивале принимали участие многие известные музыканты, такие как Валерий Гергиев, Мартин Браббинз, Осмо Ванска, Любовь Казарновская, Ольга Кондина, Владислав Чернушенко, Андрей Аниханов, Александр Титов и другие. На фестиваль регулярно приглашались исполнители из Москвы, в том числе, Татьяна Гринденко, Марк Пекарский, Владимир Крайнев, Алексей Любимов, Андрей Диев, Михаил Дубов, ансамбль «ХХ ВЕК». На концертах фестиваля звучали петербургские премьеры Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева, Георгия Свиридова и Гии Канчели, Авета Тертеряна и Валерия Гаврилина. Была широко представлена география композиторских организаций России и ближнего зарубежья: Александр Вустин, Фарадж Караев, Виктор Екимовский (Москва), Ольга Викторова (Екатеринбург), Рашид Калимуллин (Казань), Мариус Баранаускас (Вильнюс), Сергей Полозов (Саратов), Елена Поплянова (Челябинск) Михаил Фуксман (Ростов-на-Дону) и др. Каждый год в рамках фестиваля проводятся концерты электронной музыки, которые ведет композитор Александр Харьковский, и на которых регулярно звучат произведения  Софьи Левковской, Анатолия Королева, Юрия Акбалькана, композиторов из США и Европы.

В прошлом (2011) году руководители фестиваля – Игорь Рогалев и Игорь Воробьев – хотели завершить фестиваль, после того, как он прошел в двадцатый раз. Затем пришла идея на его месте начать другой фестиваль с другим названием, задачи которого также будут включать исполнение сочинений классико-романтического репертуара. После долгих раздумий руководители решили остановиться на названии «От авангарда до наших дней. Продолжение». Таким образом, можно утверждать, что фестиваль не закончился, а приобрел новую жизнь с измененным названием и расширенным репертуаром.

В этом году прошел первый фестиваль в его новой ипостаси. Тематическое обозначение фестиваля в этом году: «Стихия воды». На первом концерте, прошедшем 21 марта в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, было представлено главное и наиболее сенсационное событие фестиваля – мировая премьера оперы Александра Мосолова «Плотина», написанной композитором в 1929 году и до того времени ни разу не исполненной. Опера прозвучала в современной редакции Игоря Рогалева. Режиссером-постановщиком была Софья Сираканян, балетмейстером – Илья Устьянцев, а концертмейстерами – Алексей Подобед и Илья Александров. В исполнении оперы приняли участие певцы: Ольга Георгиева, Александр Кулинкович, Ольга Воробьева, Юрий Заряднов, Денис Колесников, Павел Деркач, Константин Щербенко, Сергей Хмелевский, Даниил Капусто, Кристина Руденченко, Анна Винсковская, артист драматического театра Николай Иванов, Фольклорный ансамбль Санкт-Петербургской консерватории (под управлением Евгении Редьковой), Мужской хор Капеллы «Таврическая», Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга (под управлением Станислава Грибкова), артисты балета и оркестр Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. Дирижировал Михаил Голиков.

Опера «Плотина» представляет собой поздний виток авангардного периода Мосолова, в котором жесткая, урбанистическая фактура и диссонантные гармонии, присутствующие в определенных кульминационных моментах музыки, уже сходили на нет. В большей мере проявляли себя традиционные гармонии и протяжный мелодизм, в котором присутствовали цитаты из народных мелодий и революционных песен, а также стилизации народного мелоса. Опера была представлена в сокращенном виде и в новой оркестровке Евгения Петрова, что отвечало задачам постановки. Декорации на сцене были минимальные, однако весьма эффектные и точно соответствующие производственной тематике оперы. Современный сюжет оперы, в духе производственных спектаклей 1920х годов, был по существу трагическим, повествовал о духовной, социальной и одновременно техногенной катастрофе. Музыка наглядно выражала трагический характер сюжета. Постановка также включала в себя фрагменты документального кино 1920-х годов, которые были показаны в начале и в конце оперы. Исполнение оркестра и певцов было на высшем уровне. В целом, исполнение оперы Мосолова «Плотина» было важным событием для современной культуры. Истории было возвращено значительное произведение, выражающее в полной мере дух трагической эпохи 1920-х годов, а также дух его непокорного искусства.

Второй концерт фестиваля под названием «Вода и “стихия”» прошел в четверг, 22 марта в Малом зале филармонии. В нем была представлена разнообразная программа вокальной и инструментальной музыки современных петербургских композиторов, а также классиков ХХ века. Весьма впечатлили два сочинения петербургских композиторов для хора и инструментальных ансамбля, написанные на канонические католические тексты: Voce mea ad Domini clamavi Сергея Екимова для женского хора и камерного ансамбля и Stabat Mater Игоря Воробьева.

Сочинение Сергея Екимова «Voce mea ad Domini clamavi» для женского хора и камерного ансамбля отличалось монументальностью выразительных и изобразительных средств, развернутым мелодизмом и внедрением элементов нарочитой историографической стилизации, в особенности внесенной звучаниями чембало и арфы. В нем фактура хора органично сочеталась с инструментальным ансамблем, из которого особенно выделялись колокола, часто звучащие вместе с хором. Хотя оно длилось всего восемь минут, оно произвело впечатление большей длительности из-за присущего ему напряженного драматизма. Сочинение Игоря Воробьева Stabat Mater для сопрано, меццо-сопрано, женского хора и камерного ансамбля было гораздо протяженнее повремени – оно длилось сорок минут. Композитор смог успешно создать драматически насыщенное произведение, обладающее контрастной и богатой драматургией, проникновенной выразительностью и богатством разнообразных тембров. Хоровая фактура органично сочеталась со звучаниями разнородного инструментального ансамбля, включающего в себя флейту, шесть контрабасов, органа и ударные инструменты. Контрастные чередующие разделы сочинения вместе создавали ему целостный драматургический облик, который подчеркивался часто встречающимися нестандартными решениями вокальной и инструментальной фактуры.

Ансамбль «ПетроДуэт» состоящий из пианистов Анастасии Рогалевой и Дмитрия Петрова исполнил несколько ярких переложений для фортепианного дуэта сочинений композиторов первой половины ХХ века. Особенно выразительно прозвучало переложение «Шехерезады» Мориса Равела. Весьма оживлено и красочно прозвучали Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта» Исккака Дунаевского в переложении Г. Корчмара и Три фрагмента из балета «Светлый ручей» Дмитрия Шостаковича в переложении А. Рогалевой. Помимо того, весьма внушительно прозвучали романсы Франсиса Пуленка и обработка Игоря Рогалева вальса Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» в версии «для женского хора, двух фортепиано и Ольги Кондиной». Рогалев успешно внес в знакомую музыкальную канву хрестоматийного вальса элементы юмора и театральности, присущие современной эпохе.

Концерт «Ближний круг» прошедший в Малом зале Петербургской консерватории включал сочинения композиторов из разных городов России. Весьма внушительно прозвучал «Детский альбом» московского композитора Дмитрия Капырина, наделенный лирической, импрессионистической фактурой и квази-скрябинскими гармониями, в чем нимало способствовало исполнение московской пианистки Елизаветы Кушвид. Весьма оживленным и красочным было сочинение екатеринбургского композитора Ольги Викторовой для двух фортепиано «Лазурь и золото», состоящее из нескольких контрастных частей, каждая из которой носила свой вклад в целостную пеструю канву музыки, богатой изобразительными средствами. Весьма пронзительно по своим выразительным средствам прозвучало сочинение казанского композитора Юлии Бекбулатовой 9/11 для скрипки и фортепиано, в котором была задействована магнитофонная лента. Достойными внимания были сочинения композиторов из Ростова, Антона Светличного – «Бессодержательный флейм» для баяна и виолончели – и Михаила Фуксмана – In between для виолончели и фортепиано – а также саратовского композитора Сергея Полозова – Квартет №2.

Тема «Ближнего круга» была продолжена на следующий день на концерте в Малом зале Петербургской консерватории, на котором прозвучали сочинения киевского композитора Сергея Пилютикова (“Together with Light Air” для флейты соло), челябинского композитора Елены Попляновавой (Три монолога на стихи А. Ахматовой и М. Цветаевой), литовских композиторов Томаса Кутавичуса (“Aqua Quadrivium” для двух фортепиано и записи) и Мариуса Баранаускаса (“Imaginary Word” для флейты, виолончели, фортепиано и ударных), казанского композитора Рашида Калимуллина (Секстет), финского композитора Микка Каллион (Квинтет) и петербургского композитора Динары Мазитовой («Кассиопея».

Следуя ежегодному обычаю фестиваля, один из концертов был посвящен электронной музыке. Он прошел в Смольном институте на галерной улице под руководством Александра Харьковского. Там было представлено богатое разнообразие сочинений, написанных, как одними электронными средствами, так и сочетающие инструменты с электроникой. Особенно впечатляющим было сочинение московского композитора Станислава Крейчи, участника электронной студии в Музее Скрябина в 1960-1070-х годах, «Иешуа и Пилат» по мотивам «Мастера и Маргариты» Булгакова, в котором «абстрактные» электронные звучания сочеталисьь с записью голосов – различных персонажей данного фрагмента из романа – что создавало определенное драматургически насыщенное эмоциональное впечатление. Весьма красочными по сочетанию инструментов и электронных звучаний были сочинения: «И солнце в ночи» для флейты и электроники Сергея Белимова, “.txt” для чтеца и электроники, американского композитора Бориса Райскина “Armenian Lament” для виолончели и электроники, электронная музыка московского композитора Федора Софронова «От Рождества до Крещения», и сочинение петербургского композитора Софьи Левковской «Пра-кукуш» для басовой флейты.

В Шереметьевском дворце прошел концерт объединения «МолОт», где были представлены молодые композиторы из разных городов России, а последний концерт фестиваля прошел в Малом зале филармонии, где прозвучали сочинения композиторов XIX века (Брамс, Соната №1 для скрипки и фортепиано), классиков ХХ века (Морис Равель, Клод Дебюсси, Дмитрий Шостакович, Франсис Пуленк, Сергей Прокофьев) и современных композиторов (романсы Игоря Воробьева, Б.Х. Круссель: «С прекрасного берега Ганга» для голоса, кларнета и фортепиано).

Таким образом, фестиваль «От авангарда до наших дней. Продолжение» ярко и красочно представил себя в первый год своей новой возобновленной стадии, порадовав своих постоянных и новых участников и посетителей разнообразной панорамы музыки классиков и современных композиторов, преподнеся историческую премьеру значительного сочинения начала ХХ века – оперу Мосолова – и успешно перекинув мост между историей и современностью.

Антон Ровнер

Теги: от авангарда до наших дней, фестиваль в петербурге,
читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ