Алена Баева: «К конкурсам я всегда относилась как к достижениям, о которых принято писать в биографии»

Скрипачка Алена Баева в свои 27 лет – состоявшаяся исполнительница, занимающая достойное место в ряду топовых музыкантов, частая и желанная гостья на лучших сценах мира и, что самое важное, счастливая мама двоих детей.

Алена Баева стала одной из звездных гостей прошедшего в Казани II международного фестиваля «Рахлинские сезоны». Фестиваль посвящен памяти основателя и первого руководителя Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан Натану Рахлину. Художественный руководитель фестиваля – заслуженный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, посол Универсиады 2013 года в Казани Александр Сладковский.

Алена БаеваСправка. Алена Баева родилась в 1985 году в семье музыкантов. Начала обучение игре на скрипе в 5 лет в Алма-Ате (Казахстан) в классе О.Даниловой. В 6 лет впервые выступила в сопровождении оркестра. С 1995 года училась в ЦМШ при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. В 2003 году по приглашению М.Ростроповича прошла стажировку во Франции. В 2007 году закончила Московскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского (класс профессора Э.Грача).

Стипендиатка Фонда М.Ростроповича и Фонда инвестиционных программ (Москва). Лауреат многочисленных престижных международных конкурсов. Участвовала в мастер-классах: Ш.Минца, И.Гендель, Б.Гарлицкого, М.Венгерова.

Играет на скрипке Антонио Страдивари, предоставленной фондом Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.

Алена Баева украсила фестиваль «Рахлинские сезоны» исполнением скрипичного концерта Сибелиуса. После концерта она дала эксклюзивное интервью корреспонденту газеты «Музыка России».

 

О любви к музыке

 – Сегодня я впервые выступала с Государственным симфоническим оркестром Татарстана. Такое впечатление, что оркестр находится на каком-то безумном подъеме. Потому что музыканты хотят играть, испытывать новые чувства во время игры, творить. И это сразу чувствуется, поэтому играть было безумно приятно. А первый мой приезд в Казань был связан с концертом Фонда Ростроповича. С тех пор мне очень полюбился этот город. В Казани прекрасный зал и замечательная публика. Здесь очень вкусно кормят. Моя бабушка – татарка, и поэтому я знаю и люблю татарскую кухню. Моя любовь – чак-чак.

– Алена, ваш репертуар охватывает сочинения практически всех этапов развития музыки. Скажите, эстетика какого периода вам ближе?

– Я не могу выбрать какой-то один период, потому что вся прелесть, все очарование, вся гениальность музыки в том, что она разная: разные языки, страны, время. Безумно интересно наблюдать как все это переплетается. В будущем я буду стараться выстраивать свои концертные программы так, чтобы показать историческую эволюцию.

– Музыку современных авторов вы играете?

– Периодически играю. В моем репертуаре – Дашкевич, Кривицкий, Тарнопольский. В ближайших планах – сыграть Александра Чайковского. Не могу назвать себя большим специалистом в области современной музыки. Думаю, это впереди. За прошедший период я набрала достаточно обширный репертуар – все важнейшие концерты. Обожаю концерт Бартока – это одна из моих последних страстей. Я схожу с ума от этой музыки!

– Насколько я знаю, ваша «первая любовь» – это Двойной концерт Брамса?

–  Да, точно! Лет в 14 я им заслушивалась в исполнении Хейфеца и Фейермана. Брамса не так просто играть, как кажется. У меня был перерыв –сезон не играла концерт Брамса. И на первой же репетиции после длительного перерыва, у меня побежали мурашки, я испытала совершенно новые чувства от хорошо известной музыки Брамса. Это бездонная музыка!

 

Об учителях

– Алена, вам посчастливилось заниматься с легендарными музыкантами. В их числе – Ида Гендель, Мстислав Ростропович. Расскажите об Иде Гендель, при каких обстоятельствах вы с ней занимались? Ей 84 года, она – поистине человек-легенда!

–  Да! И она в прекрасной физической и исполнительской форме! Это – феномен! Она – маленького роста, ходит на высоченных каблуках, у нее всегда потрясающие прическа и макияж, экстравагантные наряды. Ежегодно она приезжает на мастер-классы в Израиль, в которых и я принимала участие. Это было замечательное время! Каждый свой приезд, помимо мастер-классов, Ида Гендель давала концерт. У нее потрясающий звук, вибрация, и все это на таком уровне экспрессии, на котором было принято играть в середине 20 века. Сейчас так уже никто не играет. Я просто рыдала на ее концерте! В свои 80 лет она играла первую сонату Брамса, цыганские напевы так, что все лежали под стульями. Невероятно! На занятиях она сразу же сообщает: «Я не педагог. Я могу только показать, как я это играю». Кстати, подобный феномен – великолепный скрипач Иври Гитлис. Не смотря на свой почтенный возраст – в августе ему исполнится 90 лет! – он потрясающе играет. 

– Алена, еще одна легендарная личность в вашей жизни –  Мстислав Ростропович. По его приглашению вы стажировались во Франции. Как проходили занятия с ним?

– Мы занимались и в Париже, и в Москве. Я была стипендиатом его Фонда. Это – гениальный человек! Образ вне времени. Достаточно было одного его слова, и менялись не только звукоизвлечение, но и внутреннее состояние, ощущение той музыки, над которой идет работа.

Алена Баева и Юрий Башмет – Вы часто выступаете в творческом тандеме с Юрием Абрамовичем Башметом. Расскажите, когда завязалась ваша дружба?

– Это было в 2006 году во Франции. Тогда мы впервые совместно исполнили Симфонию-кончертанте Моцарта. Это был особенный концерт. Играли с одной репетиции перед концертом. Юрию Абрамовичу тоже очень понравилось. У нас возник контакт, понимание, была свобода на сцене, диалог. Я безумно счастлива, что могу играть с таким гениальным музыкантом! Хотела бы иметь возможность как можно дольше учиться у него. 

 

Об исполнительстве

– Алена, вы играете в лучших залах мира. В каком из них вам комфортнее?

– Особое место в душе каждого российского исполнителя занимает Большой зал Московской консерватории – необыкновенный зал и для каждого он немножко свой. Это можно сравнить с игрой на первоклассном инструменте: играя на нем ты не только обогащаешь свой опыт, но и даришь слушателю его невероятные возможности. Самое важное – это акустика. Всем известно, что в Японии прекрасные залы.

– Вам посчастливилось играть на скрипке знаменитого мастера Страдивари. Скажите, это облегчает исполнительские, чисто технические возможности извлечения звука, или это накладывает большую ответственность на исполнителя?

– Чем лучше скрипка, тем больше у нее возможностей: больше звуковых красок, деталей, удивительное piano. Я не буду первой, кто сравнит инструмент с автомобилем. Садишься за руль потрясающего автомобиля и чувствуешь, что можешь большее.

– Алена, у вас большое количество наград. Скажите, какая из них самая долгожданная, самая желанная? 

– Я к конкурсам всегда относилась как к достижениям, о которых принято писать в биографии. Для меня это была возможность посмотреть как играют другие, показать себя, выучить программу. Самое главное в конкурсе – это подготовка. Это неоценимые рывок и мотивация. Конкурс – это совершенно не показатель. Огромное количество потрясающих исполнителей, которые не только не участвовали в конкурсах, но получали третьи премии, и даже не проходили в финал. Это нормально. Я сама неоднократно была членом жюри конкурса «Щелкунчик». Конкурс и концертная деятельность – совершенно разные вещи.

– В одном из интервью вы сказали, что любите играть в ансамбле: трио, квартете. Не задумывались ли вы о  создании своего коллектива и кого вы в него пригласили бы?

– Действительно, в последнее время у меня появляются такие мысли. Но это очень сложно, требует большого количества времени. Пока у меня его нет. Мы часто играем с виолончелистом Сашей Бузловым. Недавно играли квинтет с Денисом Мацуевым, Юрием Абрамовичем Башметом. Может когда-нибудь получится создать свой коллектив. Очень хорошие отношения сложились у меня с пианистом Вадимом Холоденко. Мы здорово сыгрались. Я считаю, он – гениальный пианист. Он настолько естественно играет, может читать с листа все, что угодно. Для него нет никаких технических сложностей. Благодаря Вадиму в моем репертуаре появились сочинения Бетховена, играть которого раньше я побаивалась.

 

О главном

– Вы мама двоих детей.

– Да. Мой старший ребенок – сын Миша, и дочь Лика, которой исполнилось 2 годика. 

– Как реагируют ваши детки, когда вы занимаетесь?

– Я не так часто играю при них, потому что, в основном, занимаюсь на выездах перед концертами. А если они и слышат мою игру, то очень радуются, танцуют, прыгают. Мне кажется это здорово!  К сожалению, мы сейчас не много времени проводим вместе.

Алена Баева с дочкой Ликой – А вы хотели бы, чтобы они посвятили себя музыке?

– Я бы хотела, чтобы они получили разносторонне образование. Например, то образование, которое давало ЦМШ при Московской консерватории, очень узкое и ни один уважающий себя педагог не пойдет преподавать, например, физику в школу для музыкантов, потому что они все время пропускают занятия. Им и их родителям физика совершенно не нужна. А я очень жалею, что не получила тех знаний. Конечно, занятия музыкой очень важны, но они требуют большого количества времени именно от родителей. Я буду стараться находить его для своих детей.

– Вы сказали, что из татарской кухни любите чак-чак. А сами любите готовить?

– Люблю, но у меня это очень редко получается. В сентябре мы переехали в Люксембург, где 2 года назад родилась наша девочка, и в связи с этим у нас много хлопот. Больше всего мне нравится готовить десерты. Я была в Новосибирске, и узнала, что их кулинарная «фишка» – черемуховый торт. Потрясающий десерт! Черемуховая мука со сметанным кремом – невероятно вкусно! Теперь каждый раз, когда приезжаю в Новосибирск, покупаю черемуховую муку.

 


Альмира Касьянова, электронная газета «Музыка России»

Теги: алена баева, фестиваль "рахлинские сезоны", государственный симфонический оркестр татарстана, александр сладковский, ида гендель, мстислав ростропович, юрий башмет, скрипка страдивари,
читать комментарии (1)
Пользовательский поиск


БЛОГИ