Андрей Борисов: Мне нравится жить в эпоху перемен

Имя Андрея Саввича БОРИСОВА широко известно не только в республике, но и за ее пределами. Государственный деятель с самым большим стажем работы в должности министра в современной истории республики, известный режиссер, бессменный руководитель Саха театра на протяжении последних двух десятков лет, организатор первого высшего учебного заведения в Якутии в сфере культуры. Сегодня он делится своими мыслями по поводу происходящих событий в политической, культурной и общественной жизни республики.
Андрей Борисов Исход очевиден?

Закономерность явлений, сопровождающих нынешнюю выборную кампанию, для меня предельно ясна. Скажу больше: именно благодаря этому многие из нас уже сейчас стопроцентно определились с выбором, который должны сделать 4 марта, в том числе и я. И не как политик, а прежде всего как гражданин, свидетель и участник самых значимых событий в новой истории своей страны.
В политической жизни страны я участвую давно. В начале 90-х годов был избран народным депутатом СССР от Вилюйского на­ционально-территориального избирательного округа Якутской АССР. Впоследствии внимательно следил и анализировал выборные кампании разного уровня, поэтому избирательные технологии мне известны, хорошо знаю эту «кухню», вижу, за счет чего кандидаты вы­игрывают или проигрывают. На моих глазах прежде всего под влиянием западных идеологических технологий распалась огромная могучая страна — Советский Союз. Как мы видим, кое-кто хочет расслабить и развалить теперь и нашу великую Россию. Считаю, что этого допускать нельзя!

Я убежден, что курс, взятый на политическую, экономическую и социальную стабилизацию общества, более того, курс на постепенное, но неуклонное поступательное развитие — результат работы нынешнего руководства страны. При этом нужно понимать, что никто не дает нам права на самоуспокоение. Оппозиция то втягивающая нас в «болотные» невнятные перетряски, то в буйство критиканствующегося клирикализма, то реанимирующая в иные «измы» прошлых времен, не будет сидеть, сложа руки, какой бы она ни была. А вот мы, те, кто поддерживает выбранный курс, можем положиться на других, можем махнуть рукой: «И без меня разберутся!». Нет, этого не будет. Надо встать и идти, отстаивать свою позицию.

Сначала поживи в деревне

На одной из встреч с членами Молодежного парламента республики я предостерег их от критиканства, демагогии и популизма. Критиканство — критика ради критики. Но, что удивительно, именно таких людей чаще слушают, и порой они становятся героями.
У меня есть опасения, что нередко во власть идут молодые люди, оторванные от реалий, от простого народа. Незнание жизни зачастую ведет к вымыслам и домыслам. Критиковать — это самый легкий способ добиться успеха. А если самим попробовать что-то сделать, пусть даже допуская ошибки?

В последнее время я стал активным пользователем Интернета, еще одной площадки политической борьбы за умы и сердца людей. Радует то, что все чаще на форумах я слышу не только критику в адрес правительства, но и искреннее желание молодежи жить в честном обществе, одинаково открытом для народа и власти. Молодые люди активно обсуждают те или иные события, выясняют их нравственно-моральные стороны, даже делают политические заявления. И при всем этом они видят свою сопричастность к происходящим в республике и стране событиям, чувствуют ответственность за их результат.

И в этих высказываниях я вижу нечто больше, чем просто критику, а именно стремление жить правильно, или, как говорят, «по уму». В этом у молодежи есть чему поучиться.
И все-таки об евразийстве

Сейчас, когда на самом высоком уровне поднят вопрос о национальном самосознании россиян, стало очевидным, что именно мы одними из первых подошли вплотную к понятию евразийства. Теперь в этом геополитическом и философском учении видится возрождение политико-экономического союза. Но это явление шире и глубже, нежели возврат к историческому прошлому. Оно объединено культурным и духовным содержанием в пространстве и времени. Каждый народ, в том числе якутяне, призван насытить эту реальность, обогатить ее своей культурной и духовной жизнью.

Мне видится, что народы нашей республики, самого многонационального региона страны, благодаря влиянию православия и интеграции с культурами других народов имеют выраженную миротворческую направленность. А, собственно, евразийство и предполагает многополярность мнений и суждений.

Я убежден, что каким бы современным и демократичным государство ни было, оно не может существовать без идеологии. Но в его основе должна лежать не мононациональная идея, не диктатура правящей партии, а межнациональная, межконфессиональная солидарность граждан. Скажу больше, эпоха перемен продолжается, и сегодня мы должны думать о более глубоких ценностях, чем только об идеологизации общества.

Каждый из нас должен растить в себе чувства сострадания к ближнему и сопричастности к тому, что происходит в мире. Россия — это неотъемлемая часть Евразии, ее связующее звено. И первые шаги в направлении сделали мы — открыли Дом дружбы народов, провели конференцию «Единое пространство культуры Евразии», запустили несколько международных евразийских проектов.
Возвращение к истокам

«Жить тебе в эпоху перемен»,— говорят на Востоке, когда желают человеку трудностей и сложностей. А я как человек творческий всегда хотел жить именно в этот период. Уверен, что все эволюционные изменения — реформы и преобразования не только закономерны, но и необходимы.

Став в 1983 году режиссером Якутского драмтеатра, я начал с реформ — внедрил новые принципы и устранил правила, мешающие выражать свободу творчества. Скажу откровенно, идея перемен не всем пришлась по нраву: кто-то ушел, но большинство предпочел остаться и идти со мной рука об руку и творить в перестроечное время.

Вообще в своей жизни я захватил достаточно много эпох. Я родился, еще был жив Сталин. Оба моих деда были репрессированы, отец Савва Борисов как сын «врага народа» долго не мог найти свое место в жизни. Даже сестра когда-то писала письмо «дорогому дедушке Никите Хрущеву» с пожеланиями лучшей жизни. Но я не припомню, чтобы приходилось роптать на судьбу.

Большие перемены произошли со мной в студенческие годы — учеба в театральном училище им. Щепкина, Государственном институте теат­рального искусства имени А.В.Луначарского, а также дружба с ребятами, будущими артистами и режиссерами братских союзных республик, связавшая нас на годы.

Помню, по окончании ГИТИСа я дал свое первое интервью в журнале «Драматургия» под названием «Олонхо — это мы». Тогда таким национальным ценностям, как олонхо, хомус, ысыах, не придавалось такого общепризнанного значения. И лишь спустя годы я всерьез понял их значимость, увлекся идеей создания Театра Олонхо, а затем инновационного комплекса «Земля Олонхо».

Миссия эпохи

Годы перестройки для меня — это период становления как режиссера, а впоследствии и политика. Начали активно претворяться в жизнь творческие планы — на сцене Якутского драмтеатра ставились новые, смелые спектакли, развернулись российские и зарубежные гастроли артистов. Это пробуждало во мне чувство гордости за наш немногочисленный, но очень талантливый народ.
В 90-е годы помимо творческой работы я стал заниматься решением государственных вопросов, сформировался как политический деятель, член правительства. Как депутат продвигал вопрос о культурной консолидации, что позволило бы устанавливать прямые культурные отношения с зарубежными странами, инициировал открытие Национального комитета по делам ЮНЕСКО в РС (Я).
Сегодня я четко понимаю, что у каждой эпохи есть своя миссия, высокая задача. Наша миссия заключается в том, чтобы создать общество, базирующееся на духовных, нравственных ценностях. И не слушайте тех, кто говорит о том, что государству сегодня невыгодно заботиться о культурном и духовном развитии своих граждан. Человек и его благополучие — вот главная забота государства, невзирая ни на какие перемены.
Ответственны перед жизнью.

Культура народов Якутии уникальна. С одной стороны, она несет в себе национальный, самобытный колорит, с другой, не может существовать изолированно и свободно от российской и мировых культур. Поэтому республиканский Закон о культуре, разработанный в настоящее время, должен исходить из жизни народов, проживающих на территории республики.

В последние десятилетия велась политика принятия локальных нормативных актов о музейном деле, кинематографии, библиотечном деле и так далее. Теперь настала пора подытожить и объединить их. Проект пока носит декларативный характер. Необходимо решить финансовые вопросы, отработать статьи по социальной защите деятелей культуры и искусства. Но и затягивать принятие закона нельзя — накопилась масса вопросов, давно требующих нормативно-правовой регламентации.

В связи с принятием закона некоторые творческие деятели республики начали опасаться того, что будет вводиться цензура. Но я считаю, что нам нужна не цензура как таковая, а некие ограничения, без которых сфера культуры просто не выживет… «Искусство сплошь ответственно перед жизнью. И жизнь должна быть ответственна перед искусством», — так говорил выдающийся ученый М.М.Бахтин. И в этом смысле без установления морально-этических рамок творческую работу можно считать безответственной.

Беспартийный

Я — беспартийный. Казалось бы, как государственному служащему, мне было бы логичнее представлять правящую партию. Но я не могу переступить внутренний барьер, не получается у меня.

Это не политический жест, а некая внутренняя борьба сознания. В душе я так и сохранил идеалы общества социального равенства. Кстати, в 90-е годы свой партбилет я сдал в музей Саха театра. Там ему и место.

И еще у меня нет впереди карьерных амбиций. Для меня главное — это творчество. Оно дает мне силы ощущать полноту свободы, возможность самовыражаться, не прогнозируя удобный для себя результат, тем более не выслуживаясь перед кем бы то ни было. Но идеалы служения искусству, народу, отечеству для меня незыблемы.

Источник: ИА SAKHALIFE.RU

Теги: андрей борисов, министр культуры республики саха,
Пользовательский поиск


БЛОГИ