Такого Сурикова вы еще не знали

Вчера в Красноярске завершился VI Зимний Суриковский фестиваль искусств. С 26 декабря состоялось более ста различных мероприятий, в которых приняли участие около 25 тысяч человек.

24 января, в день рождения великого русского художника Василия Ивановича Сурикова фестиваль увенчало грандиозное музыкальное событие – премьера оратории в семи частях с Прологом и Эпилогом  для меццо-сопрано, баса, чтеца, хора и оркестра Владимира Примака «История Мастера», посвященной В.Сурикову, либретто Владимира Примака. Автор идеи – Людмила Гаврилова.

Не случайно в его подготовке задействованы ведущие исполнительские силы Красноярска – Красноярский хоровой ансамбль солистов «Тебе поемъ» (худ. рук. К.Якобсон), Хор Красноярского театра оперы и балета (худ. рук. Дм.Ходош), хор студентов Красноярской академии музыки и театра (худ. рук. засл. деят иск. РФ Л.Краевая), Красноярский камерный оркестр (худ. рук. засл. деят иск. РФ М.Бенюмов), симфонический оркестр Красноярской академии музыки и театра (худ рук. В.Шелепов) а также приглашенный солист Мариинского театра Александр Морозов. Солисты – засл.арт. России, лауреат международных конкурсов, Победитель Международного конкурса им. П.И. Чайковского,  обладатель  Гран-при Международного конкурса в Рио-де-Жанейро, солист Мариинского театра Александр Морозов (бас), лауреат межд. конкурса, солистка Красноярского театра оперы и балета Анастасия Лепешинская (меццо-сопрано), солист Красноярского театра оперы и балета Виталий Осипов (чтец). ДИРИЖЕР – лауреат международного конкурса ВАЛЕРИЙ ШЕЛЕПОВ

Идея оратории Примака «История мастера», сочинения, обращенного к творчеству Сурикова, зародилась в Красноярске, но обрела свои ясные очертания в далеком заполярном городе Норильске – именно там живет и работает член Красноярской региональной организации Союза композиторов России, композитор Владимир Примак. Исходным импульсом стали размышления одного из искусствоведов о картине «Утро стрелецкой казни». Тульцева обратила внимание, что на этой картине семь стрельцов (одного уже увели, осталась лишь свеча как часть его души), семь свечей, семь видимых глав храма Василия Блаженного…  Она высказала мысль, что данная картина, как и другие полотна Сурикова, пронизаны ритуально-семантическими смыслами, глубоко коренящимися в русской православной традиции. Один из них – семь свечей. Семёрка как число, связанное с миром прародителей, с погребально-поминальным культом, присутствует, например, в совете старых людей ставить семь свечей к иконам святых угодников для поминания. Символом тварного материального и духовного мира в Библии являются шесть дней творения, седьмой же день - это время освящения, преодоления тварности в восхождении к Господу. Потому то Семь свечей зажигаются во время соборования… По свидетельству историков 6 марта 1916 года у гроба художника также горели семь свечей. В тоже время свеча в традиционном укладе русской жизни несет на себе еще один важный смысл -  свеча как светоч жизни. Потом в интервью Волошина с Суриковым мы нашли потрясающие по своей проникновенной точности слова художника о 7 значимых в его творчестве картинах: "Стрельцов", "Меншикова" и "Морозову" - не мог не написать; "Снежный городок" и "Ермака" смог написать; "Суворова" мог не писать; "Стеньку" так и не смог..." В этот момент  окончательно сложилась и общая, и  режиссерская идея, и композиция оратории: Пролог – это Явление Мастера, семь частей, каждая из которых посвящена осмыслению одного из шедевров мастера, и Эпилог – Уход Мастера. Мощные хоровые порталы обрамляют композицию, в центре которой расположена небольшая инструментальная сюита, посвященная трем картинам. Рождение каждой картины обозначено зажжением свечи – как важного этапа в жизни Мастера. В эпилоге Мастер уходит – свечи гаснут. Но не исчезает свет его гения, излучаемый из его полотен.

"Когда писал "Морозову", в это время тяжело заболела, постепенно угасая, жена... Когда выставил в Москве "Ермака", умерла мать - моя первая и вечная любовь. Все, что после еще напишу, будет уже вне памяти крови и рода. "Стрельцов", "Меньшикова" и "Морозову" - не мог не написать. "Снежный городок" и "Ермака" смог написать. "Суворова" мог не писать. "Стеньку" так и не смог... И это правда". Вот такого Сурикова узнали в этот вечер, слушая ораторию "История мастера".

Оратория отнюдь не является музыкальной иллюстрацией к картинам художника. Нам очень хотелось, чтобы в музыке нашло воплощение гениальное по своей пронзительной глубине чувство сопричастности художника к трагическим страницам русской истории, и в тоже время реализовалось современное видение и понимание композитором, как творчества художника, так и русской истории. Именно поэтому мы слышим голос самого Сурикова – это чтец, фрагменты из интервью, в партиях солистов и хора используются стихи современника Сурикова Максимилиана Волошина, а также стихи нашего современника Владимира Захарова, звучат фрагменты библейских текстов, молитвы, а также казачий песенный фольклор, без чего не мыслима Сибирь-матушка.

В.Примак, Л.Гаврилова

читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ