Бертман: Покровский воспитывал не хороших певцов, а больших артистов

Столетие со дня рождения знаменитого оперного режиссера Бориса Покровского, который поставил на сцене Большого театра более 40 спектаклей и создал свой уникальный Московский камерный музыкальный театр, будет отмечаться 23 января. Но многие оперные коллективы в память о великом мастере начали праздновать это событие заранее. "Геликон-опера" устраивает на Крещение вечер памяти Покровского. В интервью РИА Новости создатель и руководитель этого театра Дмитрий Бертман рассказал, как Покровский прививал любовь к опере в России, чем отличался его метод работы с актерами, и чем он лично благодарен режиссеру. Беседовала Наталия Курова.

Дмитрий Бертман.© РИА Новости. Вадим Алексеев - Как бы вы определи роль Бориса Покровского в истории российского театра?

- Бог дал Покровскому прожить почти 100 лет для того, чтобы здесь, в России, которая богата талантами и историей театра, навести порядок в опере, сделать так, чтобы оперный театр стал интересным, востребованным, чтобы воспитать целые поколения профессионалов и любителей этого вида искусства. Покровский выработал целую религию оперного театра, он не только создал выдающиеся спектакли и написал бесценные книги об опере, он подготовил огромное количество учеников. Покровский создал уникальную труппу Большого театра, которая навсегда войдет в историю мировой оперы.

- То есть, до Покровского оперу в России не любили?

- После революции, когда большая часть интеллигенции покинула страну, а многие  погибли, надо было начинать с самых азов - учить людей. Покровскому в середине прошлого века досталась  публика, которая  уже  начала заниматься своим образованием. И он старался привить им вкус, понимание стиля, интерес к оперному искусству. Театры были полны, и каждый из режиссеров, работавших тогда, мог называть себя учеником Покровского. Мы все учились по Покровскому. И сегодня, даже те постановщики, которые приносят разнообразные  и  самые невероятные новации в оперу, на самом деле являются так же последователями Покровского даже методом отрицания, все они мыслят все равно через призму Покровского.

Режиссер-постановщик Борис Покровский и участники спектакля после окончания оперы Сергея Прокофьева ИГРОК на сцене Большого театра 1974 год. РИА Новости. Александр Невежин - А как складывались отношения у Покровского с актерами?

- Покровский занимался очень неблагодарным на сегодня и труднейшим делом. Он не использовал артистов, а воспитывал, взращивал их. Он делал из них не просто хороших певцов, а больших артистов, умеющих воплотить во всей полноте сценический образ. Шаляпинская идея, которую Борис Александрович проводил через всю свою жизнь, заключалась в том, что главное в исполнительстве – не режиссерские  изыски и приспособления, а артист, через которого можно воплотить музыку великих авторов. Поэтому Покровскому удалось создать такие блистательные труппы в Большом театре, и в своем родном детище – уникальном Камерном театре, который стал лабораторией современной и старинной оперы. Он создал театр, который принципиально изменил отношение к оперному искусству, в который невозможно попасть, и  которым восторгались во всем мире.

- Какое влияние Покровский оказал на вашу карьеру, как оперного режиссера и на судьбу вашего театра?

- Благодаря Борису Александровичу я открыл для себя и полюбил оперу. Это чувство пришло ко мне после того, как я увидел и услышал его постановку оперы "Садко" в Большом театре. И я благодарен ему за само рождение во мне оперы. Покровский для меня - единственный и  несомненный авторитет. Сегодня, когда его уже нет, репетируя в зале, я все равно ощущаю его незримое присутствие, и думаю о том, как  бы Борис Александрович воспринял то, что я делаю – пожурил или похвалил бы меня. Он является моей совестью, камертоном моего движения. Судьба подарила мне счастливую возможность общаться с Борисом Александровичем. Мастер стоял у истоков театра "Геликон-опера", он был одним из тех, кто поддержал  наш театр в самом начале. Он был его постоянным зрителем, встречался и обсуждал с труппой спектакли. Так что мы имеем непосредственное отношение к Покровскому, мы его "внучатый" театр. Мне довелось общаться с Борисом Александровичем до самых последних его дней.

Дирижер Борис Покровский. 1976 год. РИА Новости. Александр Невежин. - Что готовит театр "Геликон-опера" к юбилею учителя?

- 19 января, в Крещение мы устраиваем в театре вечер под названием "Покровское Крещение". В рамках программы зрители увидят и услышат интервью Бориса Александровича, которые ранее были неизвестны, увидят кадры, на которых Покровский общается с артистами "Геликон-оперы". И, конечно, мы будем исполнять фрагменты из опер, которые любил Мастер и которые он видел на нашей сцене. 23 января, в день рождения Бориса Александровича, по каналу "Культура" будет показан мой фильм о Мастере под названием "Покровский – великий консерватор". И вскоре, я надеюсь, выйдет его книга, с которой  связана удивительная история. Рукопись этой книги, утерянная  в период наших перестроек и потрясений, была  обнаружена в  день открытия исторического здания Большого театра после реконструкции. Эта книга станет посланием мастера тем, кто сегодня создает оперные спектакли.

Источник РИА Новости

Теги: борис покровский, дмитрий бертман, геликон опера,
читать комментарии (0)
Оставить комментарий



Пользовательский поиск


БЛОГИ