"Запечатленный звук: памятники музыкальной культуры России"

В Российском центре науки и культуры в Брюсселе (Бельгия) проходит выставка «ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ ЗВУК: ПАМЯТНИКИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ» из фондов ГЦММК им. М. И. Глинки.

Выставка знакомит с историей русского церковно-певческого искусства, его истоками и претворением в профессиональном творчестве выдающихся русских композиторов и хоровых дирижеров.  Истоками являются  рукописные и печатные церковно-певческие книги XVIII – XIX веков,  написанные оригинальной древнерусской  крюковой (или знаменной) нотацией - Обиходы,  Октоихи, певческие Азбуки. Певческие книги  использовались в церковных службах, по ним обучались маленькие певчие, повторяя мнемонический текст «Отец сыну тако приказывает: учись, учись, чадо мое, пению».  Крюковую нотацию с XVIII века сохраняли старообрядцы, чьи певческие книги представлены на выставке в двух традициях художественного оформления – поморского и гуслицкого.  Более поздние книги – так называемые «на квадратной ноте» -  написаны традиционной пятилинейной нотацией. 
В качестве лучших художественных образцов классической русской духовной музыки, на выставке представлены музыкальные  рукописи из коллекции Музея – знаменитая «Всенощная» С.В. Рахманинова, его раннее сочинение – духовный концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу», «Херувимская» П.И. Чайковского, «Страстная седмица» А.Т. Гречанинова. Особую ценность представляет   принадлежавшая П.И. Чайковскому Библия с собственноручными пометками композитора. 
Литографии с видами  Москвы и Петербурга позапрошлого века предваряют  экспозицию  документов двух крупнейших центров церковно-певческого искусства в России – Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге и Синодального училища в Москве: в их числе программы концертов Синодального хора в России и за рубежом, фотографии директоров и преподавателей обоих учреждений  А.Львова, Д.С. Бортнянского, А.К. Лядова,  Н.Римского-Корсакова, М.А. Балакирева, А.Д. Кастальского, С.В.Смоленского, певчих Синодального хора в стилизованных  русских костюмах. 
Живописный ряд выставки продолжают нотные печатные издания  и программы концертов конца XIX – начала XX веков, оформленные в старинном русском стиле.  Титульные листы клавиров русских опер «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Млада», «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, изданных известным меценатом лесопромышленником  Митрофаном Беляевым своим роскошным многоцветным художественным оформлением перекликаются с причудливой орнаментикой цветных заставок и виньеток старинных церковно-певческих книг. 

Источник: Сайт музея им. М. И. Глинки

Теги: выставка из фондов музея им.глинки, музей глинки, выставка в брюсселе,
читать комментарии (0)
Пользовательский поиск


БЛОГИ