Сила, способная преодолеть смерть

Композитор родился в Санкт-Петербурге. Отец — инженер-химик, любитель музыки. Мать — одаренная пианистка. В 1923 году окончил консерваторию как пианист, а в 1925 — как композитор. Его дипломной работой была Первая симфония, положившая начало мировой известности автора.

В 1934 году в Ленинграде и Москве была поставлена опера Шостаковича по повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» под названием «Катерина Измайлова», которая была раскритикована, после чего большинство произведений композитора, написанных до 1936 года, практически исчезло из репертуаров театров.

Во время Великой Отечественной войны Дмитрий Шостакович до октября 1941 года работал в блокадном Ленинграде, где начал работу над Седьмой симфонией, ставшей музыкальным памятником Великой Отечественной войне. В 1942 году это произведение было исполнено в Большом зале Ленинградской Филармонии и транслировалось через громкоговорители по всему осажденному городу.

Народный артист СССР, классик мировой музыкальной культуры XX века Дмитрий Шостакович — автор 15 симфоний, опер «Нос», «Игроки», балетов «Болт», «Золотой век», музыкальной комедии «Москва – Черемушки», музыки к 35-ти кинофильмам. Он — лауреат Государственных премий СССР, Премии им. Сибелиуса, Международной премии мира, почетный член академий и университетов многих стран мира. Умер знаменитый композитор 9 августа 1975 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В «Геликон-опере» состоялся концерт под названием «Шостакович вместо сумбура», посвященный 110-летию со дня рождения композитора. Это напоминание о разгромной статье «Сумбур вместо музыки», изменившей всю жизнь композитора. Отсылка к печально известному заголовку – современная иллюстрация античной мудрости – vita brevis, ars longa.

В этот вечер на сцене «Геликона» концерт-спектакль, состоящий из произведений, написанных в непростой период жизни композитора, после выхода разгромной статьи.

«Здесь есть трагические совершенно фрагменты из «Леди Макбет Мценского уезда», здесь еврейские песни, уникальнейший цикл. Тут надо представлять то сложное время, которое было в тот момент», — говорит генеральный директор — художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман.

Премьера вечера – сценическая версия сатирической кантаты «Антиформалистический раёк» для четырех басов, чтеца и хора. Произведение стало ответом Шостаковича на критическую статью, где он обвинялся в антинародности и формализме. Это единственное крупное сочинение композитора, где он также – автор текста.

Камерный хор под управлением Владимира Минина исполнил «Десять поэм на слова революционных поэтов». Это первое произведение Шостаковича для хора а капелла. Композитор использовал тексты малоизвестных авторов конца XIX — начала XX веков. Сам он говорил, что пытался отразить в музыке то «громадное впечатление, которое производила русская революционная песня».

Сталинскую премию. То, что называется, — жизнь налаживается. Не поняли, пожалуй, одного, что в этом произведении под флагом осуждения царского режима абсолютно адекватно осуждались те проявления деспотизма и тирании, которые в это время были в Советском Союзе», — отметил худрук и главный дирижер Московского камерного хора, народный артист СССР Владимир Минин.

В музыке Шостаковича отразилась целая эпоха мировых войн и грандиозных социальных потрясений. Сам композитор был личностью сложной и противоречивой, но его произведения актуальны и по сей день.  

РИА_НОВОСТИ

Новости культуры


7 симфонияантиформалистический раёкгеликон-операдмитрий шостаковичледи макбет мценского уезда

В России

Все новости